Марина Анатольевна Григоренко
Семинар-практикум «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Нетрадиционные техники рисования»
Старший воспитатель МБДОУ № 33 М. А. Григоренко
План семинара-практикума «Нетрадиционные техники рисования»
1-я часть – теоретическая
1. Вступительное слово о значимости рисования.
2. Виды нетрадиционных техник рисования.
2-я часть – практическая
1. Рисование : ниткография и фоновые оттиски.
Публикация «Семинар-практикум „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Семинар, практикум
- Темочки
Содержание семинара.
1-я часть – теоретическая
1. Вступительное слово о значимости рисования.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Не думаю, чтобы вы были исключением из общего правила. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верным рисованию остаются лишь единицы. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику, а значит и на его здоровье.
Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве, способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
2. Виды нетрадиционных техник рисования.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Осваивая нетрадиционные методы рисования, можно прийти к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. И нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый, строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями.
Одна из самых доступных техник : рисование пальчиками, начиная с младшей группы, и печать от руки в старшей и подготовительной группах. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.
Ещё одной простейшей графической техникой считается монотипия. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху прикладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название – монотипия (от греческого monos – один, единый и tupos – отпечаток). Количество красок в монотипии – любое. Монотипию могут освоить дети дошкольного возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и «печатают» их изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. Ещё одна весёлая игра с красками и бумагой. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте бабочку с плотно сложенными крылышками. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните. Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собралась лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Техника печати-клише : в качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок,такой, чтобы его удобно взять в руку. Одну сторону бруска делают гладкой и ровной и на неё наклеивают картон, а на картон – узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из верёвки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани. Несложно выполнить в этой технике небольшой коврик, салфетку, отпечатав узор на куске мешковины или на любой плотной ткани.
Также очень интересен прием – рисование по сырой бумаге. В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.
Мазковая живопись.
Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получается правильный мазок. У кого-то он очень длинный, у кого-то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т. п.
Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления используется зубная щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
2-я часть – практическая
1. Рисование : ниткография и фоновые оттиски.
Педагоги рассаживаются за столы, на которых приготовлены бумага, палитры, кисти, краски, нити и куски целофана. Им предлагается согнуть лист пополам, окунуть нить в краску и выложить её на половинке листа, второй половиной листа закрыть, подёргать нить. Затем лист раскрыть, нить вынуть – получится два изображения, которые необходимо слегка дополнить.
При использовании техники оттиска нужно смять пакет, окунуть его в краску и делать штампами картину любого подходящего содержания.
Затем каждый педагог придумывает название для своей картины, и в конце семинара устраивается выставка авторских работ.