Папки-передвижки

Семинар-практикум «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»

Наталия Борискова
Семинар-практикум «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствование умений воспитателей по данному вопросу.

План семинара-практикума :

1. Теоретическая часть

1.1. Определение предмета-заместителя, игрушки-самоделки.

1.2. Последовательность обучения игре с предметами-заместителями.

1.3. Использование проблемных ситуаций, игр-упражнений.

2. Практическая часть

2.1. Изготовление игрушек-самоделок из бросового материала.

2.2. Игра «Волшебный чемоданчик».

ВОПРОСНИК

для педагогов при подготовке к семинару-практикуму :

Публикация «Семинар-практикум „Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей“» размещена в разделах

1. Что такое предмет-заместитель?

2. Что такое игрушки-самоделки?

3. С какого возраста в игру детей вводятся предметы-заместители?

4. Нужно ли обучать детей играм с предметами-заместителями, игрушками-самоделками? Если нужно, то как?

5. Используются ли результаты детского творчества в играх? Если да, то как?

6. Продемонстрируйте игрушки-самоделки и способы их обыгрывания?

7. Продемонстрируйте предметы-заместители и способы их обыгрывания?

1. Теоретическая часть.

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов-заместителей.

Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере : дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер.

Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.

Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки. Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала.

Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды :

• Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов : ложки, утюжки и др.

Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).

• Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки.

Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие – они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им – «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом. Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете : «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую».

Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные. Например, свернутый пушистый платок – это котенок, которого укладывают спать.

Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются.

По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо – это «шляпа», придерживает его на боку – «карманчик», повесит на руку – «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др.

Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами : расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр.

Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка : «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла – молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?»

Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох».

Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях.

При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации : «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например:

Игра «Во что с этим можно поиграть?»

Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов.

Например: палочка – градусник, ложка, ручка; стульчик – самолет, конь; зонтик – гриб, парашют; веревка – пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы.

Игра «Что я делаю?»

Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.

Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

2. Практическая часть.

Воспитателям предлагается бросовый материал (пластмассовые баночки, коробочки, кусочки ткани, меха, шишки и т. д., бумага, клей, ножницы. Воспитатели изготавливают игрушки игрушки-самоделки. Внимание педагогов обращается на эстетичность оформления, безопасность, разнообразие способов изготовления игрушек.

Игра «Волшебный чемоданчик».

Цель: обучение педагогов приемам руководства игровыми ситуациями.

Подготовка к игре: в красочно оформленную коробку кладутся детали настольного строительного материала (деревянные, неокрашенные).

Педагог: Вы любите сказки? Какие? У меня есть сказочный чемоданчик, в нем «живут» персонажи сказок. Там и веселый Буратино, и принц с принцессой, Карабас-Барабас, и баба-Яга, и еще много тех, кого Вы любите и знаете. Хотите с ними поиграть?

Коробка открывается.

Ой! Что такое? В чемоданчике вместо сказочных персонажей просто деревянные детали. Что случилось с героями сказок? Наверное, их заколдовала злая волшебница. Что же делать? Как им помочь?

Давайте мы с Вами станем Добрыми волшебниками и расколдуем сказочных героев!

Педагогам предлагается взять фломастеры, карандаши, выбрать любой предмет и превратить его в своего любимого сказочного героя.

Затем предлагается «подружить» персонажей между собой, чтобы их снова не заколдовала злая волшебница, и подумать, как это можно сделать.

Затем предлагается «расколдовать» еще несколько персонажей и рассказать, какие приключения с ними произошли (разыгрываются сценки сначала с двумя, затем с тремя-четырьмя персонажами).

В качестве альтернативы игра проигрывается с использованием прямых методов руководства и с директивной (направляющей) манерой обращения.

После игры обсуждаются впечатления как зрителей (т. к. не все педагоги охотно включаются в игру, так и непосредственных участников игры, делаются выводы.

Игра помогает педагогам представить и отобразить игровые действия детей, адекватно их оценить с педагогической точки зрения. Учит грамотно помогать детям в развитии сюжета игры. Подводит к мысли о «педагогическом сотрудничестве» с ребенком во время игры.

Составила ст. воспитатель Борискова Н. В.

Публикации по теме:

«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» (презентация к практикуму для воспитателей) «Еще раз о том, как слушать и слышать музыку». Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте. Презентация к практикуму.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»
Опубликовано: 2 декабря 2014 в 18:54
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Использование предметов-заместителей и игрушек-самоделок в игровой деятельности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Борискова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД