Анастасия Ивановна Старкова
Семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог»
▼ Скачать + Заказать документы
НРМ ДОБУ»ЦРР д/с «Теремок»
Семинар-практикум для родителей
«Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего?
В чем его воспитательная ценность и секреты».
Подготовила воспитатель: Старкова А. И.
Практикум для родителей.
Тема: «Общение с ребенком в семье как диалог. Для чего? В чем его воспитательная ценность и секреты»
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Общение с ребенком в семье как диалог“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитать своего ребенка, сотрудничать с ним. Привлечь родителей к анализу причин возникновения конфликтных ситуаций общении с ребенком, к поиску удачных способов родительского поведения. Подчеркнуть, что знания множества способов воспитания и приемов и применение уже дает возможность сделать общение с ребенком более интересным и взаимно удовлетворяющим.
Добрый вечер уважаемые родители, добрый вечер уважаемые коллеги. Я рада видеть всех вас. Мы с вами сегодня поговорим о том, как нужно общаться с ребенком в семье. Общение : в чем его воспитательная ценность и секреты?
Почему мы затронули эту тему? Прекрасно намерение каждого родителя всегда стремиться к ровным, бесконфликтным отношениям со своим ребенком. Но к сожалению, никто не застрахован от того, что желания взрослого и ребенка однажды разойдутся. Жизнь достаточно сложна, чтобы интересы родителей и ребенка всегда совпадали. Поэтому мы сегодня с вами поделимся друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, общаться с ним.
Общение - это прежде всего источник ярких переменчивых и личных воздействий и впечатлений. Ребенок наблюдает за деятельностью взрослого и черпает в ней образцы для подражания. От способов общения зависит как ребенок относится к сверстнику и ко всему окружающему.
В общении, сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции, ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди с которыми он общается, являются для ребенка носителем этого опыта.
В нашей группе я проводила выборочно анкетирование родительского отношения в общении с ребенком. Результаты анкетирования меня конечно порадовали. В большинстве анкеты показали результат отношения «кооперация»- это самый желательный образ родительского отношения. Это такое отношение, где родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Но есть несколько анкет отношения «симбиоз»- это отношение, которое отражает межличностную дистанцию. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Так по своей воле родитель не представляет ребенку самостоятельности
Сегодня мы с вами будем играть и учится общаться. Чтобы наше общение прошло в спокойной, доброжелательной обстановке, поиграем в игру «Ласковое слово» и скажем друг другу ласковые слова. Приятно доброжелательное отношение, приятно слышать ласковые слова. Но в общении могут возникнуть споры, разногласия и конфликты. Чтобы избежать конфликтных ситуаций при общении со своим ребенком, рассмотрим это на примере игровых ситуаций. Я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций. У вас на столах лежат таблички родительских позиций. Я читаю ситуацию, а вы внимательно послушайте, подумайте и поднимите табличку, которая, по вашему мнению, наиболее подходит: «опекающего», «обвиняющего», «отстраняющего».
-Не спорь со мной, я знаю, что тебе надлежит сейчас делать. Сиди и занимайся тем, чем я сказала. Не вздумай отказываться, я буду наблюдать за тобой из кухни, (отстраняющего)
-Ну, сделай милость, садись за стол, я давно уже налила тебе суп. Я знаю, что ты это не любишь, но что же делать. У меня нет другого супа. Ну, давай я выловлю из него то, что ты не любишь, (опекающего)
-Вечно ты не вовремя со своими просьбами, почитать, порисовать. Кстати, вчера ты расстроил меня своим поведением. Вспомнил? Так что найди себе дело сам и не вертись у меня под ногами (обвиняющего)
Вот мы с вами рассмотрели несколько конфликтных ситуаций. Обратите внимание на особенности поведения взрослого.
Обвиняющий взрослый ущемляет самолюбие ребенка, унижает его. Это может вызвать недоверие к родителю, у ребенка накапливается обида, злоба на взрослого. А «опекающий» родитель сам не доверяет ребенку, его самостоятельности, лишает его чувства независимости, права на инициативу, не дает возможности сделать свой выбор в том, чем заниматься, как заниматься. Ребенок начинает привыкать, что им управляют, не учится «жить по программе».
Очень важно уметь слушать собственное обращение к ребенку его ушами, смотреть на ситуацию его глазами, чувствовать его чувствами и переживаниями. Диалог является средством установления межличностных отношений и средством гармонизации этих отношений.
Поиграем в гармоничных родителей. Прослушайте, пожалуйста, два стихотворения, попробуйте определить, что является причиной поведения детей о которых идет речь в стихах: это - умышленный поступок, шалость, неумение ребенка предвидеть последствия действий, познавательная активность ребенка или что-то другое.
Чтение стихов.
«Ваза» Вот беда, разбил я вазу,
Но разбил ее не сразу.
А сначала влез на стул
И буфет перевернул.
«Балкон»
Я бросил с балкона сначала стекляшку, Потом промокашку, потом деревяшку,
Потом разразился ужасный скандал;
Наш дворник за что-то соседку ругал.
ВЫВОД: Не умея предвидеть результаты своих действий, дошкольники часто не относят их последствия к себе. Это ненамеренное искажение действительности.
Такие стихи полезно так же читать и обсуждать вместе с ребенком.
Некоторые родители используют детскую художественную литературу, а так же рифмованные суждения правила поведения.
Вот я вам предлагаю несколько таких правил поведения для ребенка :
- Если дерешься, дома остаешься;
- Эти слова помнить любо: не добьешься ничего разговором грубым;
- Правило это запомни ты: солгал, прощайте все мечты;
- Не хочешь подчиниться, придется дома оставаться. Гармоничные родители постоянно размышляют над тем, что и как они говорят своему ребенку. Давайте поиграем в гармоничных родителей.
Предлагаю задание: если бы Ваш ребенок задал вамподобный вопрос, как бы вы ответили?
«Почему ты можешь говорить плохие слова, а меня ругаешь за это?»
«Если ты меня любишь, почему не разрешаешь делать все, что я хочу?»
Ответы родителей. Можно ответить так:
- «Обычно, плохие слова - это грубый способ сказать то, что можно сказать приличными словами. Я не хочу, чтобы ты их употреблял. Значит, я отношу то же самое к себе, и сама (сам) постараюсь их не говорить».
Или:
- «Да, иногда я употребляю плохие слова. Но я знаю, что это нехорошо. Детям трудно понять, когда допустимо употреблять их, а когда - нет. Поэтому лучше вообще не пользоваться такими словами».
- Быть любящей матерью (отцом) - это не означает позволять все. Это означает быть всегда вместе со своим ребенком душой.
Уважаемые взрослые, выразительные движения и жесты - помощники общения. Чтобы общение с детьми проходило не над ними, а вместе с ними, для того чтобы учить детей общаться с помощью мимики и жестов, поиграем в игру «Изобрази сказку».
Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. С помощью мимики и жестов изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.
ВЫВОД: мимика и жесты порой бывают важнее любого красноречия.
В каждой семье бывают трудности в общении, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним. Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получите в конвертах, составить пословицы. Конечно, для этого надо немного потрудиться, так как пословицы эти незаслуженно забыты и редко «молвятся».
1. «Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
2. «Дом вести - не рукавом трясти».
3. «Когда семья вместе, и сердце на месте».
4. «Дети не в тягость, а в радость».
5. «Семейные нелады доведут до беды».
6. «В родной семье и каша гуще». «Каков батюшка, таковы у него и детки».
Используемые в практике семейного воспитания способы общения - диалога, не относятся к способам быстрого достижения практического результата. Скорее наоборот: запреты, угрозы, шлепки, принуждения позволяют быстрее получить результат! Только какой? Право выбора остается за каждым из нас!
На этом наше мероприятие подошло к концу. И чтобы закончить наше общение на доброй ноте, предлагаю поиграть в игру: «СКАЖИ КОМПЛИМЕНТ СВОЕМУ РЕБЕНКУ». Подчеркните индивидуальность своего ребёнка.
Желаю,чтобы общение с вашим ребенком происходило всегда ровно и бесконфликтно. Говорите больше добрых, ласковых слов, говорите больше комплиментов. И принимайте детей такими, какие они есть.