Марина Дорогова
Семинар-практикум «Что такое конфликт?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
10. Игра – приветствие.
Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.
Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;
№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;
№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
Тренер предлагает по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!
Публикация «Семинар-практикум „Что такое конфликт?“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
(Слайд№1) 2. Знакомство с задачами семинара - практикума
3. Упражнение «Руки»
Ведущий просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую ладонь.
(Левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).
Обсуждение:
Какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?
В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т. е. раздражение рождает конфликт, агрессию.
Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
4. Упражнение «Ассоциации».
Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из нас не встал.
(Слайд№2)
Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»?
(Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей.
Конфликт - состояние, которое возникает, когда стороны имеют несовместимые стремления.)
5. Мини-лекция «Конфликты».
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов. При этом и в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному.
(Слайд№3)
(Слайд №4)
(Слайд №5)
(Слайд №6)
6. Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.
(Слайд №7)
(Слайд №8)
(Слайд №9)
7. Игра на взаимопонимание в группе «Все мы разные»
Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.
Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.
Обсуждение:
- Какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.
(Слайд №10) 8. “Пути решения конфликтов”:
Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации: «Я - утверждение». Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив «Ты – утверждение» подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя «я – утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.
9. Упражнение «Другими словами»
Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в я - утверждения. Например:
«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);
«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);
Обсуждение: просто – сложно перефразировать?
(Слайд №11)
Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Прощение означает, что вы «отпускаете» свой гнев и не собираетесь мстить.
Предотвратить конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции, например: «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать».
1. Упражнение “Извините ”
Многих конфликтов можно избежать, если вовремя остановиться, так, например, для того чтобы не доводить дело до конфликта, принято извиняться. Один человек берет на себя роль виновного и просит извинения. Или поступают еще проще, не выясняют, кто был виноват, - извиняются обе стороны. Например, кто-то нечаянно задел кого-то и попросил извинения: «Извините», он услышит в ответ: «Извините». Первое «Извините» означает: «Простите, что я задел вас», второе «Извините» - «Простите, что я встал на дороге в тот момент, когда вы проходили». Если же кто-то умышленно задевает другого, потому что у него плохое настроение, он снова услышит в ответ «Извините», что означает: «Извините, конфликта не будет».
По команде тренера все начинают свободно перемещаться по аудитории и локтем или плечом легонько задевают друг друга. Оба участника извиняются любым способом: «Извините, пожалуйста, простите, сожалею о случившемся или в любой другой форме. Фразы неприемлемые: «Ах, что вы, это я вас задела». «Нет, нет, это вы меня извините».
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда задевали других?
Что вы чувствовали, когда вас задевали?
В каких жизненных ситуациях можно использовать данный прием?
Трудно ли вам было извиняться?
Вывод: мы извиняемся не потому, что сделали что-то не так, а потому, что мы выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что мы уверенны в своем поведении. Мы сделали все, чтобы избежать конфликта, который нам не нужен.
(Слайд №12)
12. Притча «Солнце и ветер».
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начался ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
13. Упражнение «Голова»
Цель: снять неприятные соматические изменения
Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, где вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
14. Упражнение «Аукцион скульптур».
Цель: выразить важные аспекты конфликта без слов, с помощью тела.
Инструкция: Работа в парах. Один из партнеров играет роль скульптора, другой – «материал». Скульптор из обоих «лепит» скульптуру на тему «Взаимоотношения в конфликте» молча, используя только руки. «Материал» пассивен. Скульптура запоминает окончательный вариант, чтобы продемонстрировать. Затем партнеры меняются ролями.
Обсуждение. Рефлексия: Податлив ли материал? Каков характер прикосновений скульптора? Что чувствовали в процессе изготовления скульптуры? Какие мысли приходили в голову?
15. Упражнение «Скульптура».
Вылепите из себя самого скульптуру под названием
«Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила». Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.
16. Рефлексия:
Спасибо за работу, всего хорошего!
Дарим памятки, по профилактике конфликтов, и позитивные смайлики, чтобы никогда не забывали о позитивном отношении друг к другу.
ПАМЯТКА по профилактике конфликтов
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его завершить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность оценки окружающих;
- по закону эмоционального заряжения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией, коллегами и родителями в присутствии детей.
4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделать воспитанников. Воспитание процесс длительный, требующий от воспитателя терпения, ума, такта и осторожности.
5. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважить всех, начиная с себя.
6. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия.
«Правила для избегания конфликтов»
Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
Прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия.
Попробуйте стать на место другого, посмотреть на проблему его глазами.
Не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками.
Умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно.
Признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше.
Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Основные виды поведения в конфликте.
1. Избегание. (Многие стараются избежать конфликта). Используют в случаях:
- не хотят проиграть,
- боятся,
- нет времени и т. д.
2. Конкуренция. (Стремление удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека). Применяют в следующих случаях:
- исход очень важен для человека,
- если человек обладает авторитетом,
- когда нет выбора и нечего терять.
3. Приспособление. (Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы). Используют тогда, когда нет достаточной власти. Не использовать, когда человек обижен.
4. Компромисс. (Проблемы решаются поверхностно). Используется тогда, когда:
- оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,
- когда устраивает временное решение,
- какие-то уступки помогут сохранить отношения.
5. Сотрудничество. (Самый эффективный стиль поведения в конфликте).