Елена Новикова
Семинар для воспитателей по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы проводим семинар по обучению грамоте.
Почему появилась необходимость проведения этого семинара. В связи с появлением новых программ по развитию речи и обучению грамоте у воспитателей возникает много методических вопросов. Поэтому цель нашего семинара – закрепить представление педагогов об основных понятиях обучения грамоте
Публикация «Семинар для воспитателей по обучению грамоте» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Вопрос воспитателям : как вы думаете, какие необходимые предпосылки нужны для обучения грамоте?
С целью подготовки к обучению грамоте уже с детьми 3-4 лет проводим занятия по развитию звуковой культуры речи. Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз. Идет работа по подготовке детей к развитию фонематического слуха.
Основное внимание направлено на формирование правильного произношения гласных А, О, У, Ы, Э, И и согласных П, Б, Т, Д, К, Г, М, Ф, В. Последовательная отработка эти звуков позволит в дальнейшем совершенствовать звуковую культуру речи, создает предпосылки ля лучшего произношения звуков, сложных по артикуляции (с, з, ц, ш, ж, щ, л, р, подготовит детей к развитию фонематического слуха. При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, то есть вырабатывается умение выделять звук голосом. Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче и четче, чем другие.
В старшей группе проводятся занятия по закреплению и автоматизации навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. В процессе выработки правильного произношения звуков дети учатся сопоставлять звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними. От умения воспринимать и правильно произносить имеющиеся в речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко – слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка позволяет активизировать фонематическое восприятие.
В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить проблемы фонематического развития.
Работа начинается с изучения гласных звуков. Учим детей четко произносить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять их в ряду других звуков. Отработка правильного произношения простых согласных сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала учим детей выделять звук в начале слова, затем в конце. Много внимания уделяем запоминанию слоговых рядов.
Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. На каждом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез, деление слов на слоги.
В старшей группе на занятиях по формированию фонетической стороны речи изучаются легкопроизносимые звуки (м, н, в, к, х и так далее). На занятии, темой которого является определенный звук, детям предлагается значительное количество слов, содержащих этот звук. Благодаря этому создается устойчивое фонематическое представление о нем, но и пополняется словарный запас детей.
Ведущей задачей воспитателей подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений чтения и письма.
В подготовительной группе изучаются более сложные в произносительном плане звуки (ш, ж, ч, щ, р и так далее). Подбор слов осуществляется уже не только по принципу наличия – отсутствия звука, а с учетом позиции звука в слове, количества в слове слогов. Большое внимание уделяется тонким акустическим дифференцировкам (звонкие - глухие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие звуки).
Звуковой анализ и синтез в подготовительной группе начинается с повторения материала предыдущего года.
Предлагается работа над сложными в акустическом плане звуками, а также работа с буквами.
В результате одновременного изучения с первых дней звуков и букв, обучения звуковому, затем слоговому анализу и синтезу на основе написания и чтения анализируемых слогов и слов в сознании ребенка образуется стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и соответствующей буквой.
Быстро ориентироваться в звуко-буквенном составе слов с различной слоговой структурой помогает работа со схемами, с разрезной азбукой.
А сейчас давайте вспомним основные направления в работе по обучению грамоте, с какими понятиями вы знакомите детей на занятиях по обучению грамоте?
А теперь остановимся поподробнее на этих понятиях.
Начнем с понятия речь
Как вы знакомите с этим понятием?
Детям рассказываем, что
– с помощью речи люди общаются друг с другом;
- с помощью речи люди узнают новое;
- речь состоит из предложений.
Предложение
При знакомстве с предложением мы говорим детям о том, что:
- предложение состоит из слов;
- слова в предложении должны «дружить друг с другом»;
- слова в предложении следуют в определенном порядке;
- предложение должно быть законченным;
- предложения в рассказе должны идти по порядку;
- предложения могут быть простыми, короткими (1-2 слова); длинными (из нескольких слов);
- предложения на схеме обозначаем прямой длиной полоской, в конце ставим точку.
Приемы:
- рассматривание предметов (игрушек, составление предложений об этих предметах (игрушках) : сначала коротких (из 1-2 слов, потом распространенных (из нескольких слов, включая слова- признаки и действия;
- определение первого, второго слова в предложении и количества слов в предложении;
- составление предложений по картинкам (предметным и сюжетным);
- упражнение «Закончи предложение»
Примеры: По небу летит…
По траве ползет.
- придумай предложение, используя схему;
-Игра «Путаница» - слова заблудились. ;
- Игра «Живые слова» - нужно встать так, чтобы получилось предложение.
А теперь переходим к следующему понятию СЛОВО
Как вы знакомите с этим понятием?
- Слова звучат по – разному и похожи, бывают длинные и короткие.
- Слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами, то есть слово имеет смысл.
- Слово состоит из звуков, делится на слоги.
- из слов можно составить предложение.
- на схеме «слово» обозначаем короткой полоской.
Приемы:
- Назови слово по картинке «Что это? Кто это?»;
- Подбери слова-признаки к предмету, слова – действия.
- определи какое слово: короткое, длинное
В подготовительной группе мы знакомим со слоговым строением слова.
Слог – это один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.
Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но перед этим поставить перед детьми задачу, то есть спросить: «Можно ли произнести слово по частям». Термин «Часть» используется на первых занятиях вместо термина «слог», т. к. дети смешивают первоначально «слог» и «слово». Обучить послоговому произнесению слов не трудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового построения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.
Познакомить детей со слогообразующей ролью гласных – сколько в слове гласных, столько и слогов.
Приемы:
- Игра «Телеграф» - деление слова на части;
- Подбор слов с определенным количеством слогов;
- подбор слов с определенным слогом: ва-, ба-, ка- (место слога должно быть задано).
- перестановка слогов в слове;
- игра «Конец слова за тобой». Воспитатель называет первый слог: са-, со-. Дети заканчивают.
«Слоговое домино», «Слоговое лото», «Слоговые кубики»
А теперь переходим к следующему понятию ЗВУК? Как вы знакомите детей с этим понятием?
- артикуляционная характеристика (что делают губы, зубы, язычок) – схемы
- акустическая характеристика (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой) – использование цветовых символов.
- узнавание, различение, выделение звука в начале, середине, конце слов;
- определение места звука в слове; его последовательность (первый, второй, третий и т. д.)
Приемы:
- показ, объяснения звучания;
- обозначение звуков: гласный звук – красный;
Согласный звук (твердый) – синий;
Согласный звук (мягкий) – зеленый
- артикуляционная гимнастика
- развитие речевого дыхания
- упражнения на звукопроизношение
- Р – большой братец, Рь – маленький братец;
- звуковая линейка.
Игры:
- «звуковые домики», «Поезд», игры с парными карточками, «Сломанный телевизор», Логопедическое лото, Звуковая мозаика, звуковая дорожка,
- проговаривание чистоговорок на определенные звуки.
Параллельно с работой над звуком, проводим знакомство с буквой.
Знакомство с буквой начинаем с демонстрации печатной буквы. Дети отыскивают её в звукобуквенном городе и в кассах букв. Определяется на что она похожа, то есть создается её зрительный образ. Используются стихи с обилием слов, имеющих заданный звук. (стр. 16)
Уточняем, что звук мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Название буквы произносим, как звук.
Чтобы было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие приемы:
- лепка буквы из пластилина, выкладывание из палочек, спичек, проволоки, орехов;
- вырезание буквы по контуру,
- написание букв в воздухе, на спине, на тыльной стороне ладони;
- способ конструирования из пальцев рук;
- сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами и другими буквами («На что похожа буква»);
- обводка буквы, штрихование, закрашивание;
Письмо по контуру, по опорным точкам.
Необходимо знать, как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы
Необходимо выяснить:
- различает ли ребенок понятия «слева», «справа».
- умеет ли ребенок складывать картинки из 6 кубиков? Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза. (начать с 4 кубиков, игры с конструкторами и строителями).
Также необходимо развитие мелкой и крупной моторики
- сенсорное развитие, рисование, конструирование из крупного и мелкого строительного материала;
- развитие согласованных действий руки и глаза;
- выполнение действия рукой по словесному заданию: рисование пальчиками в воздухе, на снегу, на песке; использование штриховок, трафаретов, раскрасок).
- ориентировка в пространстве: - лево, право; левая – правая сторона, вверх – низ, верхняя – нижняя линейка, квадрат в тетради.
- правила письма - пишут слева на право, в каждой строке и на всем листе бумаги
- правила посадки за столом – поза сидения, правила держания карандаша, ручки,
- развивать точность зрительного восприятия, вычленять главное, отличать особенности, вычленять из общего.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу к овладению школьными знаниями, а также для профилактики нарушений чтения и письма.