Янина Жураковская
Семинар для воспитателей «Картинно-графические схемы в работе по формированию навыков описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с приёмами формирования связной монологической речи
Задачи: 1) уточнить понятия «связная речь», «монолог», «рассказ-описание»
2) дать представление об использовании приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи
3) познакомить с методикой обучения описательному рассказу «Картинно-графический план»
Публикация «Семинар для воспитателей „Картинно-графические схемы в работе по формированию навыков описательного рассказа“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Один из главных показателей владения родным языком - умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.
Развитие связной монологической речи - основная задача обучения дошкольников родному языку.
В преддошкольном периоде ребенку доступен только диалог – т. е. речь, связанная с конкретной ситуацией общения. Постепенно ребенок усваивает грамматические формы развернутых высказываний и в дошкольном возрасте переходит к новой форме речи – это рассказ-монолог (связная речь)
При нормальном онтогенезе речи элементы монологической речи появляются в высказываниях детей уже в возрасте 2-3 лет. С 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на 7 году жизни – и короткие рассуждения.
Слушая, как говорят наши воспитанники, мы часто отмечаем, что их самостоятельные высказывания обрывочны и малоинформативны. Детям трудно составить рассказ по наглядной опоре, пересказать текст, описать предмет или явление. Часто они не могут определить замысел рассказа, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.
Таким образом, полноценно овладеть навыками связной речи дети могут только при целенаправленном обучении.
Его необходимо начинать с 3-4 лет. Мы не учим трехлеток самостоятельному рассказу, а создаем условия для его формирования, проводим подготовительную работу. Иными словами – закладываем фундамент для развития связной речи.
Что входит в этот фундамент:
1. ЧТО говорить и КАК говорить?
Необходим определенный уровень сформированности лексикона и грамматического строя речи. Например, Ребенок не сможет составить рассказ, не умея точно назвать предметы, их действия и признаки, передать в каких отношениях они находятся.
Начиная с трех-четырех лет проводим с детьми различные словарные и грамматические упражнения (рассматривание предметов, обогащение словаря признаками, антонимами, упражнения в наблюдательности (т. е. учим детей видеть признаки предметов)
2. ЗАЧЕМ говорить?
Большое значение для формирования связной речи имеет мотив, потребность употреблять развернутые высказывания. Диалог допускает неполные предложения, короткие, односложные ответы. Монолог требует полноценную фразу.
Наша задача - побуждать детей говорить, отвечать не односложно – а развернутым предложением.
Большое значение имеют наши вопросы. Необходимо так ставить вопрос, чтобы малыши могли взять слова для своего ответа из нашего вопроса: Какая чашка у Кати? Какого цвета яблоко? Какой формы часы?
С 4-5 лет, когда у детей накоплен словарный запас, начинаем работу над связной речью.
В. К. Воробьева и Т. А. Ткаченко отмечают, что описания более трудны для детей с ОНР, нежели повествовательные рассказы. Дети затрудняются
• самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета
• установить последовательность их изложения
• удержать в памяти данную последовательность
Кроме того, описательный рассказ имеет параллельную организацию: мысль каждого нового предложения подчиняется только общей теме, а не следует из мысли предыдущего предложения, как при повествовании. Отсюда отсутствие строгой программы: порядок описания и вычленения признаков можно изменить, и структура рассказа не изменится, смысловых «дыр» не возникнет.
Остановимся подробнее на использовании картинно-графического плана в работе по формированию описательной речи.
У дошкольников преобладает наглядное мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин значительно ускоряют понимание и запоминание.
Таким образом, в качестве вспомогательного средства при формировании монологической речи целесообразно использовать наглядное моделирование.
Как писал Л. С. Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т. е. моделируется план высказывания.
Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным.
В. К. Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части:
1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета
2. Объединяет корпус выделенных признаков.
3. Представляет изображение самого предмета.
Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться.
Как создается текст?
Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.
Символ «ГЛАЗ» - определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.
Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает)
Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т. п.)
Через символ «РОТ» - вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)
Логические признаки обозначает вопрос, символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»
Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).
В качестве примера приведу алгоритм составления рассказа о пирамидке.
Глаз: Пирамидка большая, треугольная. Пирамидка состоит из семи колец, палочки для колец и макушки. Кольца у пирамидки красные, желтые, синие, зеленые, макушка пирамидки зеленая.
Рука: Пирамидка твердая и гладкая. Пирамидка сделана из дерева.
Логические признаки: Пирамидка – это детская игрушка. Её можно собирать и разбирать.
На основе сенсорно-графической схемы В. К,Воробьевой Т. А. Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т. д.
Эти схемы мы активно используем при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.
Составление рассказа по КГП предполагает подготовительную работу. Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т. д.
В подготовительную работу входит и развитие умения дешифровки модели (схемы описательного рассказа). Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому рассказыванию всегда предшествует подробный разбор схемы. Если используем схему В. К. Воробьевой, то предлагаем детям выбрать символы, обозначающие цвет, величину, фактуру и т. д. предмета описания. Так, при описании чайника в наборе цветовых квадратов дети находят тот, что соответствует цвету изучаемого объекта; для описания фактуры среди разного материала выбирается стальная пластинка, для описания формы – геометрическая фигура и т. д. Так мы заполняем графу признаков.
В обучении детей описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка мера помощи, представляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.
В начале работы мы используем готовую схему (от детей требуется наполнить ее языковым содержанием, и составляем рассказ «по цепочке» – т. е., в описании принимает участие вся группа, и каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа. В конце "сильный" ребенок повторяет рассказ целиком.
Затем коллективное составление рассказа превращается в самостоятельное. И. используя готовую схему, дети
• рассказывают о разных предметах из одной тематической группы (Например, игра «Какой фрукт ты любишь?»)
• составляют рассказ в обратном порядке (игра «Шагаем назад»). После составления «прямого» рассказа ребенку дается инструкция: «Расскажи о яблоке, но пройди схему с конца». Эта игра помогает детям понять особенности структуры описательного рассказа, наглядно показывая, что от изменения порядка описания, план рассказа не ломается
• составляют загадки-описания (игры «Реклама», «Любимая ягода», «Покупаем посуду», «Телевизор» и т. п.).
Наглядное моделирование мы применяем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР в течение многих лет, и этот метод неизменно подтверждает свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.
Представленные приемы работы могут быть также использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков речи. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.
Литература
1. Воробьева В. К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. №4, 1990
2. Выготский Л. С. Мышление и речь// Собрание сочинений. – М., 1982.
3. Глухов В. П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М. : АРКТИ, 2004.
4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
7. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
8. Лурия А. Р. Речь и мышление. – М., 1975.
9. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999