Инна Викторова
Семинар для педагогов «Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе»
«Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе».
«Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость».
Крэттен
Физическое воспитание детей дошкольного возраста представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе под непосредственным руководством воспитателя.
Публикация «Семинар для педагогов „Проведение подвижных, спортивных игр и упражнений на открытом воздухе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Сегодня мы большую часть времени уделим физическому развитию детей на свежем воздухе. Ведущее место на прогулке отводится подвижным и спортивным играм и упражнениям.
П / игры и упражнения помогают решить следующие задачи:
• расширить двигательный опыт детей, обогащать его новыми, более сложными движениями
• совершенствовать уже имеющиеся у детей навыки в основных движениях, применяемые в игровых ситуациях.
• развивать двигательные качества: ловкость, быстроту, выносливость.
Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее 2-3 подвижные игры. Игры разной степени интенсивности. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.
Также на прогулке с детьми нужно проводить игры спортивного (бадминтон, футбол, хоккей, волейбол) и соревновательного характера, игры - эстафеты, в которых нужно вводить хорошо знакомые детям основные движения) способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях.
Методика проведения физкультурного занятия на улице:
Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по схеме:
1. вводная часть (мл возраст 2-3 мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 4-6 мин.)
2. основная часть (мл возраст 12-15 мин; средний возраст 12-15 мин., старший дошк. возраст 18 – 25 мин.)
3. заключительная часть (мл возраст 2-3мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 3-4 мин.)
Первая часть должна ввести организм детей в состояние подготовленности к основной, второй части, предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по заданию воспитателя.
Вторая часть включает игровые упражнения с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация, при которой дети разделяются на большее количество групп (команд, позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и повысить интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно (старший возраст).
Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.
На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.
В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.
В весенне – летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем. В условиях продолжительной зимы можно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.
Помимо подвижных и спортивных игр, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Выбор игры зависит:
• от времени года,
• погоды,
• температуры воздуха.
В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Практический момент
Каждый педагог берет по карточке с названием игры.
Задание - ответить в какую погоду выбранная вами игра будет нецелесообразна и почему?
(в ветреную погоду обручи, конусы и мячи улетают с места.
В морозную погоду резиновый мяч становится скользким, выскальзывает из рук.
В скользкую погоду догонялки с уворачиванием, эстафеты и прыжки не подходят: травмоопасно.
В жаркую солнечную - бег грозит перегреванием.
В холодную сухую погоду лучше всего игры с бегом.
В снегопад нет играм с ориентированием.
Зимой хороши игры, где можно упасть – не запачкаешься и не ушибешься – много одежды, но долго бегать тяжело, поэтому лучше игры с разбеганием «Бабка Ежка», Снеговик».
В сухой мороз игры со словами не стоит проводить : пусть бегают, прыгают, но дышат носом)
на траве осторожно: сырая- можно поскользнуться, высокая – не видно ям, камней и т д.
Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
• наблюдать за состоянием детей,
• регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры)
• изменять при необходимости некоторые правила игры,
• регулировать длительность пауз в игре;
• выбирать место для проведения игр,
• изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
• определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.
Как методически правильно организуется сбор детей на игру:
1. Сделать разметку на игровой площадке, подготовить оборудование.
2. Зазывалка
1, 2, 3, 4, 5 –
Кто пойдет со мной играть?
Будем прыгать и скакать,
И друг друга развлекать!
3. Загадывание загадки
4. Показ яркой картинки.
5. Слово, удар в бубен, колокольчик
6. Поручение отдельным детям собрать детей на игру.
Объяснение игры:
В мл. гр. лучше построить в круг и знакомить с правилами в ходе игры.
В старшем возрасте можно тоже разместить в круг, построить в шеренгу, полукругом.
Подведение итогов :
В младшей группе воспитатель хвалить, предлагает перейти к другой деятельности (а сейчас пойдем на обед).
В старшей группе отмечаются дети, которые соблюдали или не соблюдали правила. Отмечаются самые быстрые и ловкие, отмечаются ловишки, предлагается переход к другой деятельности.
Только со старшей группы проводятся спортивные игры и элементы спортивных игр : бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей, городки, а спортивные упражнения - с мл. гр.
Придумать эстафету с выбранным атрибутом. Каждый вытаскивает по карточке с изображением атрибута и за определенное время придумывает 3-5 эстафет с этим атрибутом в определенное время года.
При планировании двигательной прогулки пособий должно быть немного, но они должны быть функциональны на 2-3 вида двигательной активности
флажки: дых. гимнастика «Ветерок», П/И «Цветные автомобили», «Передай флажки по цепочке» (встретились – игра закончена, эстафеты с флажками и т. д.
5-6 больших обручей «Поезд», «Ракетодром», эстафеты «Такси», «Лисья нора», «Принцесса на балу» и т. д.
2 мяча: «Вышибала», «Кошка за мышкой», «Воевода», эстафеты «Переноска арбузов» и т д.
конусы: «Займи домик», «Поезд», «Ракетодром», «Караси и щука», эстафета «Змейка».
лыжи: только для ходьбы на лыжах и лучше деревянные! В эстафетах пластиковые лыжи скользят на расчищенной площадке и для них требуется больший круг разворота.
! не стоит выносить (кроме зимы) канаты, веревки и т д. – То, что пачкается, намокает.
! зимой! не стоит выносить пластиковые обручи – дети поскальзываются и падают. Мячи лучше набивные – не скользят в руках и лучше удерживаются в рукавичках. Хороши в виде ориентиров.
«Педагог – эксперт». Подобрать заранее фото из интернета с играющими на улице детьми с воспитателями и предложить педагогам найти ошибки в организации двигательной активности и т д.