Приложение МААМ

Семинар для педагогов дошкольных учреждений «Говорим правильно»

Любавская Галина Викторовна
Семинар для педагогов дошкольных учреждений «Говорим правильно»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар «Говорим правильно»

(для педагогов дошкольных учреждений)

(ведущий семинара учитель – логопед)

Цель: обобщение и систематизация знания педагогов об основах речевого этикета, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизация методов и приемов формирования речевого этикета.

Задачи:

Публикация «Семинар для педагогов дошкольных учреждений „Говорим правильно“» размещена в разделах

-мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

-способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством игровых заданий.

Учитель-логопед: - Добрый день, уважаемые коллеги! Эпиграфом к нашей встрече стали слова И. С. Тургенева о русском языке «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это, клад, это достояние переданное нам нашими предшественниками».

Сегодня мы будем говорить о речевом этикете. Давайте, вспомним, что такое «речевой этикет»?

Педагоги (примерный ответ) : - В настоящее время понятие речевого этикета толкуется как принятые в обществе культурные нормы общения и поведения. Речевой этикет – синоним культуры общения.

Учитель-логопед: Совершенно верно. Хотелось бы отметить, что нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Учитель-логопед: -А что включает в себя речевой этикет?

Педагоги (примерный ответ) : -Речевой этикет включает в себя:

- формулы вежливости (слова приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы и т. п.);

- формы обращения;

- культуру речи - грамотное использование языка, избегание слов-паразитов, просторечных и грубых выражений;

- табу - неупотребление запрещённых слов и выражений;

- тембр голоса, интонации и уровень громкости при общении. Язык мимики и жестов.

Учитель-логопед: -Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формы обращения бывают официальные и неофициальные. К официальным обращениям в настоящее время относятся несколько забытые нами: «сударь», «сударыня», «господин», «госпожа». Иногда используются более привычные для нас «товарищ», «гражданин». Неэтично употреблять такие безликие обращения, как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек» их стоит заменить словосочетаниями типа «Будьте любезны…», «Извините, пожалуйста…», «прошу Вас…», «Простите, пожалуйста…» и т. д. При использовании таких форм как «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек», возникают особые неудобства при определении возраста собеседника: назвав особу женского пола, женщиной, вы можете оскорбить даму, которая считает себя достаточно молодой.

Учитель-логопед: - Одной важнейших составляющих речевого этикета, как мы уже сказали, является культура речи. Без культуры речи нельзя говорить об общей культуре человека. В начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль. Исследования современных лингвистов фиксируют, к сожалению, неблагополучную ситуацию нашей языковой среды. Как считают ученые, это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности.

Учитель-логопед: -Давайте, назовем, какие факторы, по вашему мнению, повлияли на формирование языковую среду в нашей стране? На мой взгляд, ситуация с русским языком начала меняться не в лучшую сторону еще в 90-е годы 20 века, когда начали вести абсурдную дискуссию о том, что нужно упростить правил русского языка, разрешить написание по принципу «как слышу так и пишу» и т. д, что привело к массовой безграмотности. Причем наблюдаются повсеместно не только ошибки в написании или произношении слов (средствА, килОметр, катАлог, красивЕе и многое-многое другое, но и ошибки синтаксические, лексические, стилистические.

Педагоги (примерный ответ) : - Мне кажется, на неблагополучную ситуацию нашей языковой среды повлияло снижение интереса к чтению художественной литературы. «Наша страна — когда – то самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание, По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки».

Педагоги (примерный ответ) : - Я считаю, засилье слышимых и видимых неправильных текстов (в основном, это реклама, тексты в СМИ, в соцсетях, теле- и радиопрограммы) приводят к снижению уровня языковой культуры, в итоге – к деформированию личности.

Педагоги (примерный ответ) : - Я думаю, на неблагополучную ситуацию нашей языковой среды оказывает влияние заимствования иностранных слов и речевых оборотов, которые мы все более «вживляем» в нашу речь: «менталитет» вместо характера, «презент» – вместо подарка, и такие примеры можно приводить еще очень долго.

Педагоги (примерный ответ) : - Замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями, которые можно разделить на две категории: необходимые заимствования, отвечающие потребностям самого языка, и заимствования, не носящие характер необходимости, которых можно было бы избежать при более бережном отношении к родному языку. Конечно, усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети интернет, информационных технологий – все это не могло не привести к вхождению в русский язык новых слов – в основном, английских.

Педагоги (примерный ответ) : - Жаргонизация речи, Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка; ит. п.

Педагоги (примерный ответ) : - На мой взгляд, постоянное использование современными подростками гаджетов, привело к снижению уровня владения письменной и устной речью. В результате многие школьники не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.

Учитель-логопед: В последнее время ситуация начала меняться, проблему заметили, рассматривается вопрос о введении устной части по литературе в ЕГЭ и др., а мы, педагоги детских садов, являясь первичным звеном, фундаментом для формирования устной речи и навыков речевого общения дошкольников, должны в первую очередь следить за своей речь, т. к. речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессионализма. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — долг каждого педагога.

- Учитель-логопед: -Какие признаки характеризуют хорошую речь педагога?

Хорошую речь педагога характеризуют такие признаки:

точность речи, выразительность, ясность речи, логичность речи, уместность, богатство речи, сжатость речи, чистота речи, благозвучие речи и, конечно, правильность речи, то есть ее соответствие принятым языковым нормам (орфоэпические нормы (правила литературного произношения).

Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Богатство речи, то есть умение использовать все языковые единицы.

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.

Чистота речи, то есть отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания.

Логичность речи, то есть выражение в смысловых связях компонентов речи.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения).

И сейчас, коллеги, мы вспомним некоторые языковые нормы русского языка.

- У вас есть карандаши, листы бумаги, будьте внимательны, вам нужно будет записать или запомнить слова и фразы, неправильно произнесенные в «телефоном разговоре», который вы сейчас прослушаете.

Монолог (подготовлен педагогом) :

«-Аллё, Привет, Зинаида! Чё ты мне не звОнишь, подруга?

Да, да время нет, время нет, это точно!

-Конечно, все теКЕт, все изменяется, но наши посиделки по срЕдам, я, думаю, остались в силе.

- Я сейчас, как бы, в новом кафе.

-Да, Зинуль, очень уютно, даже красивЕе, чем в нашем: на окнах розовАЯ тюль с бантАми, жАлюзи, чисто, уютно, вижу много тортОв разных, ну, то, что мы любим, можем себя побАловать.

- Ага, да, и для похудАния тоже все есть, да без шуток, какие шутки? : вон свЕкла, салатик из помидор, творОг обезжиренный, все как надо.

-Сижу, пью вкуснОЕ кофе, с тобой болтаю. ну, вот как бы так.

-Как у вас дела? Да… Да ну…Ааа. Хорошо. Молодцы!

- А как у нас дела? Д а, как бы,Зин, по-разному, Кирилл в школе пару получил, представляешь? Дома вроде бы выполнил все заданные задания, и на тебе!

Я вот думаю, вдруг вырастет невежей, Зин?

-И я, скрепя сердцем, как бы, решила нанять ему репетитора. Да, ну а, что делать?

- Чего говоришь? Ехать тебе надо, ну, давай, ехай, ехай. Я надеюсь, ты придешь на моЁ день рождения в субботу? Буду ждать. Пока, ложи трубку».

Учитель-логопед: -Давайте назовем ошибки, которые вы услышали. (анализ)

-Вами было отмечено выражение «как бы». Разрешите мне прочитать стихотворение

Ю. Важдаева

Мы нынче как бы все глупеем —

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы неумело

И чаще как бы невпопад.

-Я думаю, вы согласитесь со мной, что выражение «как бы» настолько прочно в последнее время вошло в речь, что многие люди просто не замечают его, и не задумываются о том, насколько это уродует речь. Такие слова и выражения относятся к словам - паразитам, употребление которых является лишними и бессмысленными. (как бы, по ходу, блин, типа, короче, практически, и т. д.) .

-Язык наш за последние два десятилетия «обзавелся» всевозможными: как бы, типа того, вроде как.

Большинство этих слов употребляются множеством людей не зависимо от образования, но к месту и не часто.

О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Учитель-логопед: Назовите аргументы ПРОТИВ слов-паразитов:

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

Педагоги (примерный ответ) : Выглядит неуверенно и небрежно. Слова-паразиты мешают говорить четко и веско, они являются яркими признаками неуверенности, превращают речь в поток воды.

Педагоги (примерный ответ) : Речь со словами-паразитами становится неинтересной, а иногда и просто оказывает негативное влияние (например, на бизнес - партнеров или на представителей противоположного пола). При близком общении слова-паразиты начинают раздражать очень быстро, и это раздражение переносится на того, кто ими сыплет.

Педагоги (примерный ответ) : Речь и мышление связаны. Чем больше слов-паразитов в языке, тем больше их в голове. Когда очищается речь, то и мысли становятся ясными.

Педагоги (примерный ответ) : Не несут смысла. Лишнее, не нужное. Краткость – сестра таланта, а слова-паразиты спутники невежественных людей. Сколько времени вы ежедневно тратите на произнесение слов паразитов? А что если использовать его более разумно?

Педагоги (примерный ответ) : Уродуют речь, упрощают.

Учитель-логопед: Выдают секреты Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Учитель-логопед: -Но все ли так однозначно?

Аргументы В ЗАЩИТУ слов-паразитов

Педагоги (примерный ответ) : -Ускорение перечисления. Потянуть время (как вам сказать, ну понимаете, видите ли). Игра актеров. Повод пошутить и посмеяться.

Учитель-логопед: В языке зря ничего не появляется, и у «слов-паразитов» есть своя полезная функция. Без них разговорное общение просто невозможно, а речь будет высушенной и неживой. Речь совсем без слов-паразитов, если нет никаких маркеров того, что человек задумался, что он порождает мысль, если он говорит, как машина, воспринимается порой тяжело и кажется искусственной и неискренней.

ВЫВОДЫ: Действительно, разговорная речь, совсем лишённая слов-паразитов кажется искусственной, «стерильно-чистой». Впрочем, это сложно признать недостатком. А когда слов-паразитов слишком много, они затрудняют понимание и портят общее впечатление от речи человека. Всё хорошо в меру. И даже паразитами нужно уметь пользоваться. Мы не разделяем слова на плохие и хорошие. Само по себе слово еще не паразит, а вот от чрезмерного и неуместного употребления оно может превратиться в паразита.

- Учитель-логопед: Давайте, сейчас, подберем синонимы к слову-сорняку «классно»

(прекрасно, восхитительно, великолепно, замечательно, чудесно, изумительно, очаровательно).

Учитель-логопед: -А наши дети очень любят родной язык, бережно относятся к нему. И сейчас они об этом расскажут.

Дети средней группы:

-Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

- Уважаемые педагоги! Наши дети собирают добрые слова и выражения, и они хотели бы, чтобы вы пополнили их копилку. Напишите на развернутых листах книги добрые слова и выражения! Большое спасибо!

Список используемой литературы

Арушанова А. Г. Истоки диалога. – М. : Мозайка – Синтез, 2003.

Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. – М. : Мозайка, 2004.

Богуславская Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

Демидова О. Н. Будьте вежливы всегда. – Воронеж, 2009.

Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Издательство Дом, 2006.

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Открытый городской мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Детская спартакиада по плаванию» Открытый городской мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений: «Детская спартакиада по плаванию»Программные задачи: • Показать уровень.

Положение о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений ПОЛОЖЕНИЕ о проведении городской военно-спортивной игры «Зарничка» среди детей дошкольных образовательных учреждений I. Общие положения.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийСценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Сценарий конкурса чтецов «В гостях у зимы» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Подготовили и провели: Кичигина Л. И.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт)Смотр-конкурс чтецов, посвящённый Дню матери, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (фотоотчёт) Ежегодно в нашем городе в ноябре месяце проводится городской смотр-конкурс, посвящённый Дню матери. Цель: повышение качества работы с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов дошкольных учреждений «Говорим правильно»
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 19:29
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов дошкольных учреждений «Говорим правильно»» (включая файлы) размещена пользователем Любавская Галина Викторовна (УИ 1270969) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД