Ирина Попова
Семейный экологический проект на тему: «По тропинкам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта : Попова Ирина Николаевна
Воспитатель 2 младшей группы
МБДОУ ДС №24 «Радуга»
Длительность проекта : 1 неделя
Участники проекта : родители, дети, воспитатель
Объект исследования: Двор, в котором я живу, участок детского сада.
Пояснительная записка:
Публикация «Семейный экологический проект на тему: „По тропинкам осени“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данный проект направлен на формирование первооснов экологического мышления ребенка через наблюдения за природными объектами, расположенными рядом с человеком и выработку у дошкольника первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности, а также через художественно-творческую деятельность.
В ходе работы участники проекта наблюдали за окружающим миром двора, обобщали свои наблюдения в рисунках, знакомились с литературными произведениями и произведениями устного народного творчества, следили за наличием корма в кормушке для птиц. Главным результатом семейного экологического проекта стала не только совместная деятельность детей и взрослых, направленная на благоустройство территории двора и участка детского сада, но и хорошие доверительные отношения между членами семьи, оказывающие положительное влияние на развитие ребёнка.
Гипотеза: исследовать свой двор и участок детского сада необходимо для привития культурных ценностей ребенку, воспитания чувства прекрасного в детях, чувства патриотизма и любви к тому месту, в котором ты живешь.
Цель проекта :
Привлечь детей и их родителей к совместной деятельности, формировать экологическую культуру.
Задачи проекта :
Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к природе.
Создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Учить устанавливать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Привлекать родителей к участию в акции «Помоги зимующим птицам», фото - выставках и созданию композиций и поделок из природного материала.
Побуждать родителей к организации семейных досугов на природе.
Этапы проекта :
I - Подготовительный:
• Анкетирование родителей. (приложение1)
• Выбор темы, определение целей и задач.
• Обсуждение с родителями содержания проекта.
• Изучение методической литературы и интернет ресурсов.
• Разработка программы практических действий.
• Подбор художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по теме.
• Подбор и оформление рекомендаций и консультаций для родителей.
II - Основной:
• Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей.
• Наблюдения за сезонными изменениями в природе «Осень в гости к нам пришла».
• Сбор природного материала.
• Изготовление «столовой для птиц».
• «Творческая мастерская»
III - Заключительный:
• Организация фотовыставок.
• Беседа с детьми в группе «Мой любимый двор» (рассматривание фотографий и беседа по содержанию).
• Презентация проекта.
Работа с родителями:
1. Просмотр дома вместе с ребенком мультфильмов: «Осенние корабли», «Праздник урожая», «День варенья», «До весны не будить», «Новая метла» (серии из мультфильма «Маша и медведь»).
Цель: привлекать родителей к совместному просмотру мультфильмов и диалогу с ребенком по содержанию.
2. Консультации: «О вкусной и здоровой пище», «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой», «Подвижные игры на свежем воздухе».
Цель: информировать родителей о пользе овощей и фруктов в питании детей; побуждать к организации семейных досугов на природе.
3. Подборка стихотворений, пословиц, загадок об овощах и фруктах.
Цель: формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.
4. Фото - выставка «По тропинкам осени». (приложение 7)
Цель: формировать у родителей интерес к проведению фотосессий на природе.
5. Создание композиций из природного материала «Краски осени». (приложение7)
Цель: формировать у родителей позицию активного участника педагогического процесса.
Реализация проекта :
Наблюдения в природе.
Наблюдение за ветром во время прогулки.
Цель: расширять представления детей о ветре, учить замечать движения деревьев во время порыва ветра; создавать ветер, при помощи вертушек определять его направление.
Дыхательное упражнение «Дует ветер».
Наблюдение в природе «Осень в гости к нам пришла».
Цель: систематизировать знания ребенка об изменениях, происходящих в природе в осенний период, обратить внимание на изменение окраски листвы растений осенью.
Наблюдение «Что растет на нашей грядке?».
Цель: дополнить знания детей об овощах, учить характеризовать их качества.
Знакомство с художественной литературой и устным народным творчеством.
Чтение сказки «Репка».
Чтение стихотворения В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»
Чтение сказки «Пых».
Разгадывание загадок об овощах.
Разучивание стихов об осени.
Художественно-творческая деятельность.
Рисование «Листик, листик-листопад». (приложение 4)
Рисование: «Деревья у нас во дворе».
Аппликация: «Красивый ковер из осенних листьев».
Цель: учить отображать свои наблюдения в рисунках.
Лепка «Созрели яблочки в саду». (приложение 5)
Лепка: «Морковка для кролика». (приложение 6)
Создание композиции из природного материала для осенней выставки в ДОУ
«Краски осени». (Приложение 8)
Цель: привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.
Физическое развитие:
П/ и: «Солнышко и дождик», «Огуречик», «Листопад», «Птицы в гнездах».
Пальчиковые игры: «Овощи», «Осень», «Осенние листья» (Приложение 2)
Познавательное развитие:
Дидактические игры: лото «Овощи и фрукты», «Времена года».
Цель: учить детей различать овощи, называть и описывать их; закреплять знания о том, что овощи растут на огороде, что из них можно приготовить.
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Труд в природе: «Подметем дорожки».
Цель: развивать у детей интерес к различным видам трудовой деятельности.
1. Меня зовут Жекова Божена, мне три с половиной года, поэтому рассказать о моем дворе мне поможет мой старший брат Богдан (ему 10 лет) и моя любимая мамочка Юля. Я живу в г. Туапсе, который находится на берегу Черного моря.
Дом в котором мы живем построил папа, а мама посадила вокруг дома красивые цветы, чтобы ими можно было любоваться. Жить в своем доме очень интересно, ведь тогда можно завести какого хочешь животного и ухаживать за ним, а еще можно посадить разные растения и наблюдать как они растут и цветут. Я с моим старшим братом помогаю маме ухаживать за цветами. Мы их поливаем и вырываем сорники. Любоваться нашими цветами прилетают бабочки и пчелки.
С приходом осени, двор приобретает новые краски. На клумбах продолжают цвести цветы: розы, виола, календула, георгинки (их смешно называют «Веселые ребята», подготавливаются к цветению дубки, на маленькой грядке растут помидоры, а на деревьях и кустарниках висят спелые плоды яблок и гранат. А еще листья на деревьях начинают менять свой цвет. В нашем дворе растет березка. Я ее очень люблю. У нее красивый белый ствол, а тонкие веточки нежно свисают и желтые листики будто играют с ветром.
В нашем дворе есть очень красивое место где мы любим отдыхать-это беседка. Ее тоже сделал папа. В выходной день и когда хорошая погода мы собираемся здесь всей семьей и любуемся нашим городом. Отсюда видно море и корабли. Это место любим не только мы, но и наши гости. Они часто к нам приходят, и папа жарит шашлык. А когда в городе праздник, мы приходим сюда смотреть на салют.
А еще у меня есть большой, лохматый друг- это наша собака Берта. Я люблю с ней играть. Ее любимая игрушка-палка. Папа бросает палку далеко-далеко, но Берта ее обязательно находит. Она настоящий сторож. Самое любимое ее лакомство- это большая сахарная косточка. Берта смешно виляет хвостом и весело лает, когда ее видит.
А еще в нашем дворе живут курочки. Я помогаю
маме за ними ухаживать. Каждый день мы кормим их зернышками и наливаем свежую водичку. Курочки подходят ко мне близко-близко, клюют зернышки и поют песенку: «Ко – ко - ко». А вот и подарочек! Ура! Снесла курочка яичко.
Заключение. Наш двор красивый и уютный. Я стараюсь во всем помогать маме. Она меня крепко обнимает, целует и говорит, что я большая умница и помощница. Я очень люблю свой дом, свой двор и свою семью.
2. А меня зовут Настя Шхабацева, мне тоже три с половиной года. Я живу в большом доме по улице Звездная на девятом этаже. Я люблю разных животных. И моя мама однажды принесла маленького, пушистого кролика. Он очень маленький и любит грызть морковку и капусту. А еще мы с мамой посадили для нашего Ушастика травку (ведь кролики любят свежую траву).
В нашем дворе очень много машин. А недалеко от дома есть небольшой лес куда мы ходим гулять с нашей собакой Торри. Я люблю гулять по лесу осенью, когда под ногами шелестят листья, а деревья такие красивые! А однажды в лесу мы нашли грибы. Мама сказала, что это опята. Мы долго гуляли по лесу,
собирали красивые листики, смотрели как высоко в небе куда-то летят птицы, играли с Торри, прятались за деревьями, папа нас долго искал и никак не мог найти. Было очень весело.
А потом мы вернулись в наш в наш двор и еще сидели на лавочке и смотрели как воробьи купаются в луже. И тут я спросила папу: «А куда летели птицы?» А он мне ответил, что они улетают в теплые края, чтобы там переждать зимние холода и вернутся к нам обратно весной. «А что, все птицы улетят?»- спросила я. «Нет- ответил папа- с нами останутся воробьи и голуби». И тут мне стало немного грустно. Папа спросил- почему? Я ответила, что хочу помочь бедным птичкам. Папа меня успокоил и сказал, что он знает как это сделать. Мы пришли домой и принялись за работу. Мы решили сделать столовую для птиц. Как интересно было работать вместе с папой. Я помогала ему как могла и вот что у нас получилось. Мы решили нашу столовую отнести в детский сад, чтобы там с ребятами наблюдать как птички будут прилетать и клевать зернышки. Мама нас похвалила и сказала, что мы настоящие любители природы. А еще она испекла нам пирог с яблоками. И мы все вместе пили чай с лимоном и с сахаром. Заключение. Я очень люблю свой дом, свой двор и лес за домом. Мне нравится помогать папе и маме, когда мы всей семьей делаем добрые дела.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.
Анкета для родителей по экологии
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок мультфильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в
детском саду?
Приложение № 2
Пальчиковые игры
У Лариски – две редиски,
А У Вовки – две морковки,
У Алешки – две карошки.
Да еще у Петьки –
Две хвостатые редьки.
У Сережки сорванца –
Два зеленых огурца.
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на колени)
Приложение 3.
Изготовление столовой для птиц.
Приложение 4.
Рисование «Листик, листик, листопад».
Приложение 5.
«Созрели яблочки в саду» (рисование пальчиком)
Приложение 6
«Морковка для кролика»
Приложение 7.
Фото - выставка «По тропинкам осени».
Приложение 8.
Композиция «Краски осени» из природного материала