Назина Ирина
Консультация «Семейные традиции и способы их поддержки»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Д/с №27 «Росинка»
Назина Ирина Петровна
Старший воспитатель
«Семейные традиции и способы их поддержки»
Как говорил Лев Николаевич Толстой «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья сильна, прежде всего своими традициями, эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Именно в семье он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми.
Исходя из выше сказанного совершенно ясно, что задача воспитания любви и привязанности к родному дому очень актуальна в современном обществе и решать эту задачу в первую очередь необходимо в семье через семейные традиции. Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения семейной любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности. Где же ещё, как не в семье в ее традициях в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого! Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны.
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Семью объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
Основными проблемами утраты семейных ценностей, традиций являются :
• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей
как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
• Недостаток знаний у дошкольников об истории и культуре своей страны.
• Разобщенность между семьей и детским садом.
• Занятость родителей.
Задача педагога- помочь дошкольникам в осознании и формировании направленности на мир семьи, ценностей семьи, семейных традиции, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели становление духовно-нравственной личности.
Семья и дошкольное учреждение – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.
Способами поддержки в воспитание и формирование основ семейной принадлежности, семейных ценностей, традиций, целью педагога является:
• - повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
• - привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению
детей с семейными ценностями, традициями и историей семьи.
Для реализации поставленных целей определяются следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Инструментами в работе по взаимодействию с родителями, в формирование семейных ценностей, возрождению семейных традиции у детей являются :
• Проектная деятельность,
• Экскурсии,
• Семейные праздники,
• Чтение художественной литературы,
• Беседы,
• Рекомендации родителям, - брошюры, буклеты, книжки передвижки.
• Родительские собрания,
• Использования в работе с родителями метода игрового моделирования поведения,
• Праздники-досуги.
Таким образом, дети расширяют свой кругозор. У них развивается интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствует воспитанию чувства гордости за свою семью, любовь и уважение к родителям.
Прикосновение к истории своей семьи, истории своей страны вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нашем дошкольном учреждении взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Кроме того эта работа делает коллектив групп более сплочённым, дружным.
Такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и меж семейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. А что будут вспоминать наши дети и то, какие семейные традиции будут у них, – зависит от нас.