Любовь Рукавишникова
Семейная гостиная. «Готовимся к школе вместе», для родителей и детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Семейная гостиная «Готовимся к школе вместе»
Цель:
- познакомить родителей с особенностями формирования психологической готовности детей к школьному обучению.
Предварительная работа: диагностика психологической готовности к школьному обучению, разучивание с детьми стихотворений о школе, оформление памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе?» (тесты, развивающие игры, мудрые мысли философов о развитии внимания, учении).
Публикация «Семейная гостиная, „Готовимся к школе вместе“, для родителей и детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Методы и приемы: беседа, опрос, тестирование, рассказ, выступление детей, игровые упражнения совместно с детьми, применение элементов тренинга.
Материал и оборудование: методические пособия, учебники, развивающие тетради для подготовки детей к школе в уголке для родителей; памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе?»; свечка, бланки для ответов, тетрадные лисы в клетку, корректурная проба (таблички с геометрическими фигурами и образцом для выполнения, карточки для упражнения «Дорисуй фигуру» (методика О. М. Дьяченко, таблица 9 знаков к игре «Запомни и нарисуй», мяч, магнитофон, диск с веселой композицией.
Структура мероприятия:
I.Организационный момент
Расположение участников: работа в круге
Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами. Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга необычным способом. Сейчас каждый из вас будет передавать свечу, которая излучает тепло. Подарите теплоту ваших сердец друг другу, передавая свечу соседу слева со словами «Меня зовут, я рада вас видеть».
II.Основная часть
Вступительная беседа:
Педагог-психолог: В течение нескольких лет вы, уважаемые родители, виделись здесь приводя и забирая своих детишек, вы стали как одна семья. У нас у всех сейчас общие цели, задачи, которые нас объединяют. Что сейчас самое главное для всех нас? (подготовить детей к школе)
- Как вы думаете, что такое «психологическая готовность к школе»?
а) Диагностический момент
Тест для родителей «А ваш ребенок готов к школе?»
Раздаются бланки для ответов, педагог-психолог зачитывает вопросы, родители отвечают и в результате обработки каждый индивидуально для себя определяет уровень готовности своего ребенка к школе.
б) Работа в группах
-Предлагаю вам разделиться на 4 группы. На доске список качеств, которые необходимы ребенку при поступлении в школу, вам необходимо определить их последовательность, какие качества необходимы в первую очередь, во вторую очередь и т. д.
- ответственность
- умение читать, считать, писать
- умение общаться с взрослыми и сверстниками
- самостоятельность
- настойчивость
- состояние здоровья
- умение логически мыслить
- умение организовать рабочее место
- развитие речи и памяти.
* Обсуждение качеств, выбор правильного варианта.
в) Информационный блок
Готовность к школьному обучению включает в себя необходимый уровень физического и психического развития ребенка, определенных навыков, а также обобщенных представлений об окружающем мире. В качестве компонентов психологической готовности к школе выделяются следующие сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и произвольная.
Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере занимает сформированность внутренней позиции школьника как показатель его социальной зрелости и системы мотивов, проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении, установлении и сохранении положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии элементов логического мышления, образной и смысловой памяти, произвольного внимания, необходимом уровне развития перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается необходимость сформированности основных познавательных процессов.
Важной предпосылкой школьного обучения являются общие интеллектуальные умения- осознание цели деятельности, поставленной взрослым, умение продумать способы ее достижения, планировать свои действия, контролировать себя во время работы, правильно оценить полученные результаты. Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми и со своими сверстниками.
Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить правильные взаимоотношения в совместной деятельности.
Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка зарождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как процесс обучения в школе с самого начала опирается на определенный уровень развития этого поведения. Произвольность поведения проявляется и в тех предпосылках учебной деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, вниманием, мышлением и памятью.
Под готовностью организма ребенка к школьному обучению рассматривается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет ребенку выдержать требования школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного дня, учебной недели и т. д.
Готовность психических процессов проявляется в уровне сформированности восприятия, мышления, памяти, речи, внимания. Критерием готовности в данном случае выступает произвольность познавательной деятельности, способность к обобщению и развитая речь.
Личностная готовность к обучению в школе выражается в желании ребенка стать школьником, выполнять учебную деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением («Научусь читать, писать, решать задачи»).
в) Сообщение результатов диагностики психологической готовности детей к школе;
г) Вопросы родителей к психологу;
III. Практическая часть
Проводится совместно с детьми.
а) Дети входят в зал под песню «Учат в школе», выстраиваются и рассказывают стихи о школе.
б) Совместная работа детей и родителей (дети рассаживаются за столы напротив родителей) :
1. задание: упражнение на развитие моторики и умение работать под диктовку «Узорный диктант по клеточкам» (раздаются листы в крупную клетку, под диктовку рисуем «собачку»).
2. задание: упражнение на внимание «Расставь знаки по образцу» (Шифровка Векслера).
Динамическая пауза. Музыкальная игра «Комплимент» : все танцуют в кругу под веселую композицию и передают мяч из рук в руки, музыка останавливается, в чьих руках оказался мяч, говорит комплимент соседу.
3. задание: упражнение на развитие мышления и воображения «Дорисуй фигуру» (вариант по методу Торренса, Дьяченко).
4. задание: упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни и нарисуй» (на экране таблица с 9 знаками, за 0,5 мин запомнить знаки и зарисовать по памяти).
IV.Заключительная часть
Педагог-психолог: Мы с вами хорошо поработали и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Спасибо!
• Раздать памятки для родителей «Ваш ребенок готов к школе?».