Надежда Андреева
Семь направлений в содержании воспитательной работы в ДОУ по ФОП
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная работа- это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
В содержании ФОП выделено 7 направлений:
• Духовно-нравственное направление воспитания;;
• Патриотическое направление воспитания;е
• Социальное направление воспитания;
• Познавательное направление воспитания;
• Физическое и оздоровительное направление воспитания;
• Трудовое направление воспитания;
• Художественно – эстетическое направление воспитания.
Публикация «Семь направлений в содержании воспитательной работы в ДОУ по ФОП» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
1. Давайте рассмотрим каждое направление более подробно. И так, духовно-нравственное направление.
Целью данного направления является - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению.
Проблема воспитания духовно- нравственных качеств у детей не ослабевала никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:
• Книги ушли на второй план, т. к. их место заняли телефоны, компьютеры и телефоны;
• Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дети, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.
И именно поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии и справедливости. Все мы знаем, что в дошкольном возрасте закладывается основа духовно-нравственных ценностей.
Важную роль в этом направлении играет знакомство с родным языком, и поэтому мы в своей работе с детьми стараемся больше читать, заучивать, пересказывать и разбирать произведения устного народного творчества (сказки, пословицы, песенки, поговорки, загадки и т. д.).
Так же, немало важную роль в духовно- нравственном направлении играют народные праздники, такие как: Рождество, Покровская ярмарка, Масленица, Пасха и многие другие.
Хотелось бы отметить, что без помощи родителей невозможно проводить работу ни по одному из направлений. Поэтому, нам приходиться убеждать их в необходимости духовно- нравственного воспитания именно с дошкольного возраста. Стараемся привлекать родителей для совместных мероприятий, в результате чего дети постоянно чувствуют от них постоянную поддержку. Ведь мы все хотим видеть наших детей счастливыми, добрыми, умными и довольными.
2. Следующее патриотическое направление.
Цель - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей страны.
Патриотическое воспитание является главной целью в системе российского образования. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно, в процессе накопления детьми знаний и представлений об окружающем мире. Дошкольный период наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, т. к. дети данного возраста отвечают доверием ко взрослому, они стараются во всем им подражать. Дети очень впечатлительны, искренни и все знания и переживания полученные в дошкольном возрасте, так или иначе остаются в памяти ребенка на долгие годы. Именно в детском саду важно начать закладывать в память детей первые представления о малой родине, о России ка огромной могучей державе, формировать гордость за нашу страну. Познакомить с ее богатством, природой, многонациональным нарядом, с главными символами РФ, президентом и главным городом нашей страны.
В своей группе проводя работу по патриотическому воспитанию, мы стараемся много беседовать о родном городе, о его достопримечательностях, о природе и животных нашего края. Знакомим постепенно, не наседая, повторяем одну и ту же тему несколько раз. Так же, хочется отметить, что материал по данному направлению очень важно выбирать учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Чтобы детям было интересно изучать данное направление, мы стараемся использовать разнообразные формы работы, такие как: досуги, викторины, КВН, театрализованные представления,
наблюдения за изменениями в облике нашего города, экскурсии по микрорайону и многие другие. И как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за нее, за свой народ важно и необходимо в любое время.
3. Третье направление социальное воспитание.
Цель - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с окружающими людьми.
Работая с детьми в группе мы учим их:
• проявлять сочувствие, уважение и любовь к близким,
• учим проявлять вежливость,
• знать и применять правила поведения в общественных местах и дома,
• использовать различные формы приветствия и прощания,
• выражать благодарность и уметь правильно обращаться с просьбой.
Используем такие формы работы как: с/р игры, д/игры, народные игры и досуги, театрализованные представления, беседы, чтение различных произведений, рассматриваем иллюстрации с изображением заботы между людьми, людьми и животными, людьми и окружающим миром.
4. Четвертое направление воспитания – познавательное.
Цель - формирование ценности познания.
Познавательное воспитание по ФОП ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Основные понятия, встречающиеся в ФОП ДО, непосредственно связаны с познавательным развитием дошкольников:
- познавательное развитие;
- познавательные интересы;
- познавательная деятельность;
- познавательные действия.
Познавательное и духовно- нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, т. к. знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
Наиболее значимым здесь является воспитание у ребенка стремления к истине, становления целостной картины мира, эмоциональное отношения к людям, природе и деятельности человека.
5. Пятое направление физическое и оздоровительное.
Цель - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия ребенка.
В группе мы проводим с детьми следующие мероприятия по их оздоровлению: Закаливание, Гимнастика пробуждения, Утренняя гимнастика, Пальчиковые игры, Дыхательные упражнения, Подвижные игры, Физкультминутки.
Также, Мы, воспитатели с первого дня прихода ребенка в д/с формируем у него культурно – гигиенические навыки, привычку к опрятности, рассказываем о том, что может стать причиной той или иной болезни. В более старшем возрасте проводим такие тематические недели как: «Тело человека», «Спорт», «Сам себе помогу, и здоровье сберегу» и т. д. К концу дошкольного детства у ребенка уже должны сформироваться такие ценности как жизнь и здоровье.
По ФОП в данное направление добавились туристические прогулки и экскурсии с детьми старшего дошкольного возраста. В данной отрасли воспитатель совместно с инструктором по ФИЗО формирует представление о туризме.
6. Трудовое направление воспитания
Цель - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
Данное направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
7. И последнее, седьмое направление воспитания - Художественно – эстетическое.
Цель - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте.
Художественно - эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в
искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Художественно - эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка.
Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.