Надежда Павлова
Село мое родное
▼ Скачать + Заказать документы
При знакомстве дошкольников с историей родного села приходится проводить большую подготовительную работу. Много материала собрано нашими односельчанами-энтузиастами: учителями,работниками культуры,ветеранами,родителями наших воспитанников. работаем в тесном сотрудничестве. Информацию отбираю так, чтобы это затронуло чувства детей, по ходу обязательно использую фотографии, слайды, репродукции картин и др. В рассказ включаю вопросы к детям, это активизирует познавательную деятельность и внимание, учит предполагать, рассуждать, вызывает интерес. Рассказ в этом случае переходит в беседу, что способствует более успешному усвоению знаний. Составляю его очень просто, не употребляю часто даты (детям это не запомнить, применяю только выражения типа «это было очень - очень давно» или «когда папа и мама были маленькими» и др.
Публикация «Село мое родное» размещена в разделах
Каждое занятие и мероприятие по кубановедению начинаю со слов наших местных поэтов, как знаменитых (Сергей Хохлов, Виталий Бардадым, Иван Варавва, Виталий Бакалдин, Иван Беляков) так и начинающих, молодых, например, на занятии, где мы говорили о красоте нашего края, о его просторах, я говорю, что многие поэты, признаваясь в любви родному краю, вложили свою любовь в красивые стихи о нём. И что именно эти слова посвящены краю, селу где мы с вами живем. И знаем, где этот дом, в котором жила и о котором писала свои стихи молодая поэтесса, наша землячка:
Далеко от бульваров
И столичных дорог
В доме тихом и старом
На иконе есть Бог.
Он глядит без укора
Из святого угла…
Цвет сиреневый скоро.
Жизнь ещё не прошла.
(О. Филимонова)
Знакомя детей с достопримечательностями родного села (храм, здания) выделяю самое главное, что отличает его от других (например храм Рождества Пресвятой Богородицы в центре села, история его создания, связанная с историей всего села Львовского.
Конечно, широко использую такую форму работы, как экскурсии и целевые прогулки по селу, где дети видят красоту улиц села, зданий, памятников, любуются природой. Полученные впечатления дети отражают в рисунках, в рассказах об увиденном родителям. Очень затронула детскую душу экскурсия в музей казачьего быта, созданный энтузиастами на базе сельского Дома культуры.
Он пополняется всё более многочисленными экспонатами, изготовленными руками селян. Люльки, скалки,утюги на углях,бабушкины прялки, вышиванки - всё это так заинтересовало детей, что мы долго не хотели прощаться. И, конечно же, нас угостили чаем из самого настоящего самовара. В конце встречи дети сфотографировались на память с экскурсоводом музея Головко Ниной Валерьевной.
Еще одна экскурсия была очень интересна детям, в школьный краеведческий музей. Экспонаты времён Великой Отечественной войны, фотографии наших героев-земляков- всё это стало предметом наших последующих бесед с детьми.
На экскурсиях мы также знакомились с улицами села, с историей их названий. Сравнивали старые дома и новостройки. В канун 9 мая посетили парк и возложили цветы к памятнику Воину-Освободителю. Были с детьми в саду, на лимане и, конечно рассматривали памятники: памятник Воину-Освободителю, памятник Героям - таманцам, памятник В. И. Ленину.
Все запланированные экскурсии я проводила таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, предварительно рассказывая им о том месте, которое собираемся посетить. Прежде чем отправиться в парк к памятнику Воину-Освободителю, мы с детьми рассматривали иллюстрации в книгах о героических подвигах наших людей в годы войны. Выясняла, что знают дети о войне, кого в наши дни можно назвать героем.
Прививая любовь к своему родному селу, я показывала его в разные времена года. Мы побывали в тех местах где дети лучше всего могли бы наблюдать признаки того или иного сезона; весной в цветущем саду, зимой – на заснеженных улицах города, осенью в парке. После экскурсии беседовали, где старалась узнать отношение детей к родному селу, задавала вопросы: Нравится ли вам наше село? Что больше всего понравилось из увиденного? Что бы вы сделали для того, чтобы наше село стало еще краше?
С помощью родителей мы организовали и провели фотовыставку «Красота родного края».
Я объясняла детям, что тот, кто горячо любит своё село, тот старается сделать его своим трудом еще лучше. Наше село населяют люди самых разных профессий. Давала детям задание, чтобы расспрашивали родителей, где они работают, какую пользу приносит их труд окружающим и селу. Дети с восторгом рассказывали о своих родителях, их труде. При проведении учебного выезда пожарной части, наши пожарники провели «мастер-класс» по обращению со средствами пожаротушения - восторгу детей не было предела. На одном из занятий просила детей рассказать, о том, что больше всего понравилось и проиллюстрировать свой рассказ. Дети рисовали на темы «Моя улица», «Мой дом», Мы в библиотеке», «День Победы», «Я в пожарники пойду…», «Моё село» и др.
Каждая местность славится своими делами и традициями. Наше село славится проведением в нем традиционных православных праздников, сельскохозяйственных праздников и ярмарки, футбольных турниров. Отдельные занятия были посвящены именно этим темам.
Не менее важным условием в работе по кубановедению является тесная взаимосвязь с родителями. Это способствует воспитанию бережного отношения к традициям сохранению семейных связей. Родители помогали в сборе информации о селе, своей семье. Многие даже не предполагали, как интересна история их предков, жизнь бабушек и дедушек, старшего поколения. Так, если прогуливающаяся по селу семья расскажет ребёнку о постройках, стоящих когда-то вдоль улицы, о людях, которые здесь живут, то это запомнится лучше, чем если бы рассказ шел о некоем абстрактном доме, в котором жили смутно знакомые люди.
В саду совместно с родителями проходили праздники, тематические мероприятия «Кубанские посиделки», родительское собрание в нетрадиционной форме,совместный проект «Моя малая родина. Моё село, мой дом родной».
Большое значение имеют совместные с родителями походы на природу, где родители учат играть детей в игры своего детства «Лапта», «Выбивалы», «Картошка», «Чай, чай выручай» и др.
Большую помощь родители оказывали в проведении традиционных праздников и обрядах: «Рождество», «Масленица», «Яблочный Спас», «Праздник Первомая»,«День Победы», «День Защитника Отечества», «День села»(В этом году он был 130-ым, юбилейным)
Еще одно важное условие в формировании патриотических чувств – создание предметно – развивающей среды в ДОУ. В групповых комнатах оформлен краеведческий уголок, где с учетом возрастных особенностей был отобран материал на темы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Достопримечательности родного села», «Люди, прославившие Кубань» и др. Сообразно несколько презентаций о селе Львовском, Краснодарском крае, их истории, современной жизни, природе родного края. Папки – передвижки по краеведческой тематике. Впечатления о родном селе дети отражали в совместных с родителями и воспитателями работах (рисунки, поделки, буклеты, фотографии)
Конечно, эти, на взгляд простого обывателя, небольшие усилия, скрывают в себе огромный, кропотливый труд педагогов, искренне заинтересованных приобщить детей к истории родного села, его традициям, привить еще большую любовь к Родине, своему Отечеству, природе родного края.