Олеся Левчина
Сценарий воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста
СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННОГО ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор:
Овчинникова Екатерина Витальевна, педагог дополнительного образования
Руководитель:
Левчина Олеся Александровна, методист
Публикация «Сценарий воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитника Отечества, для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Сценарии к 23 февраля
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Данная методическая разработка предназначена в помощь воспитателям, педагогам при разработке мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Предлагаемый сценарий мероприятия включает теоретическую и практическую части и позволяет активизировать и дополнить знания детей о родах войск РФ, героях - защитниках Отечества. А также способствует формированию патриотического отношения к малой родине, умению взаимодействовать при выполнении поставленных задач.
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание – одна из актуальных составляющих воспитания поколения детей. Формирование ясного представления об общечеловеческих ценностях, знание значимых для общества событий, роли каждого героя в истории страны, определение содержания понятий «Родина», «любовь к Родине», «герой», «патриот», «Отечество», «защитник» требуют ежедневного внимания в работе педагога с детьми. Организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию способствует решению данных задач.
Для проведения мероприятия необходима предварительная работа:
• на занятиях по музыке дети учат песню «Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский);
• на занятиях «Экология и окружающий мир» изучают темы, посвященные ВОВ, охране окружающей среды;
• на занятиях по ритмике учатся выполнять упражнения на координацию, командное взаимодействие;
• проводится беседа с родителями о том, что необходимо посещать памятные места города, найти ответы на вопросы викторины.
Данное мероприятие состоит их двух частей.
Первая часть проводится в форме занятия по теме «23 февраля – День защитника Отечества». Ребята расширят свои представления о родах войск, узнают об особенностях службы моряков, летчиков, танкистов, пехотинцев, пограничников, связистов и их подготовке к защите Отечества (воспитании трудолюбия, смелости, храбрости, физической подготовке, обучении управлению сложной техникой). Конкретизируют содержание понятий: «Родина», «любовь к Родине», «герой», «патриот», «Отечество», «защитник».
Найдут ответы на вопросы: «Для чего нужна России сильная армия?», «Для чего нужны различные виды войск? (Защищать морские, воздушные, сухопутные границы)», «Каким должен быть боец российской армии?».
Вторая часть мероприятия – соревновательная. Проходя различные испытания, ребята приходят к пониманию того, что дружная команда способна выполнить любую поставленную задачу, и каждый участник команды способен помочь в достижении цели. Поддержка, взаимопонимание, вера в победу, активность и целеустремленность каждого приводят команду к победе.
Этапы соревнования включают упражнения, развивающие:
• основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание);
• психофизические качества (смелость, ловкость, быстроту, силу, умение ориентироваться в пространстве);
• выразительность речи, память и чувство ритма;
• воспитывает целеустремленность и настойчивость, чувство товарищества.
Одним из этапов часть является викторина, вопросы которой акцентируют внимание детей на истории и героях малой родины – Брянщины.
Цель: воспитание любви к Родине, интереса к истории и уважительного отношения к защитникам Отечества разных поколений.
Задачи:
• способствовать формированию личности гражданина, патриота своей Родины;
• расширить представления о Дне защитника Отечества как об одном из дней Славы героев России;
• продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы;
• учить умению чётко и быстро выполнять задания, самостоятельно принимать решения;
• развивать физические качества – ловкость, быстроту, координацию движений;
• развивать сообразительность, смекалку, память, внимание, стимулировать речевую активность детей;
• воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищающим ее.
Новизна проведения данного мероприятия состоит в том, что теоретическая и практическая часть данного мероприятия проводятся единовременно. Сначала теоретическая, затем спортивная. Дети воспринимают это как единое целое.
Оборудование и инвентарь: проектор, магнитная доска, ноутбук, колонки, мишени (8 штук, жетоны с цифрами (8 штук, картинки для жеребьёвки, обруч (4 штуки, снежколепы (2 штуки, шайбы, цветные флажки (синий, зелёный, жёлтый, красный, большие надувные мячи, канат, спортивные модули (для полосы препятствий, призы.
Место проведения: учебный кабинет (1 часть, спортивный зал (2 часть).
СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Наше занятие посвящено празднику – Дню защитника Отечества. Ребята, что вы знаете об этом празднике? Кто такие защитники? (Ответы детей.)
Ведущий: Защищать свою Родину от врагов – долг каждого человека. Но есть люди, для которых защита Родины – их профессия. Это военные, готовые в любой момент встать на защиту своего Отечества и отстоять нашу свободу, счастье и покой. Спасибо им. Сегодня наша армия – это могучая сила, способная дать отпор врагу. Состоит она из разных видов войск, каждый из которых выполняет свою задачу. (Дальнейший рассказ может сопровождаться поясняющими слайдами презентации или фотографиями).
Российская Армия – это вооружённые силы нашей Родины, которые защищают её независимость и свободу.
Наша страна очень большая. Защитники Отечества берегут морские и воздушные просторы, а также сушу.
В вооружё нные силы РФ входят:
сухопутные войска,
военно-морской флот,
военно-воздушные силы,
ракетные войска стратегического назначения,
войска противовоздушной обороны страны.
Сухопутные войска – пехота, артиллерия, ракетные части, танки.
В военно-морской флот входят соединения различных боевых кораблей, морская авиация, береговые базы, на которых располагаются боевые корабли и самолёты.
В военно-воздушные силы входят бомбардировочные истребительные, а также вертолётные части и соединения. В ракетные войска входят части, вооружённые мощными ракетами, которые могут доставить в любую точку земного шара всесокрушающий атомный заряд. Войска противовоздушной обороны вооружены зенитными ракетами и самолётами-истребителями.
Нужна ли женщина в армии? Конечно, да. Женщины поступают в военные вузы, получают воинские специальности и служат. Они верны служебному долгу, проявляют волю и твёрдость характера, умение быть мужественной и в то же время отзывчивой.
Ребята, каждый житель страны должен быть патриотом своей Родины. Кто такой патриот? Патриот – это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу. И тогда наша страна будет сильной, ей не страшны будут никакие враги.
Мы приглашаем вас в школу юного патриота. (Дети из кабинета перемещаются в спортивный зал.)
Ведущий: Мы приветствуем вас в школе юного патриота. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы принимаете участие в испытаниях, посвящённых Дню защитника Отечества. А защитник должен быть сильным, ловким, сообразительным, готовым помочь в любую минуту. Мы уверены, что вы справитесь со всеми заданиями и покажете своё умение работать в команде. Вы готовы? (Ответы детей.) Я представляю вам командующего учениями.
Ведущий: Здравствуйте, юные патриоты! Вам необходимо пройти 8 испытаний. К выполнению испытаний вы должны приступать по команде ведущего. Пожалуйста, внимательно слушайте задания, помогайте друг другу и чётко выполняйте условия испытания. Старайтесь не нарушать правила. Желаю вам успешно справиться с поставленными задачами.
Ведущий: Равняйсь! Смирно! Ребята, нам необходимо разделить вас на две команды. Как только зазвучит музыка, вы друг за другом по кругу пройдёте возле стенда и выберете картинку.
Ведущий: Итак, у каждого из вас в руках есть картинка. На ней изображены «танк» или «крейсер». Это значит, что у нас будут две команды: команда танкистов и команда моряков. (Выбираются командиры команд.) Ребята, подойдите к своим командирам. Командиры, принимайте команды.
Командиры: Команда, стройся! Равняйсь! Смирно!
Ведущий: Команды к прохождению испытаний готовы? За прохождение испытаний команды будут получать жетоны, которые прикрепляются к мишеням. (Ведущий показывает, где находятся мишени команд.) Жетоны прикрепляются по порядку их получения. (На жетонах цифры, которые будут составлять код в следующих испытаниях. Н-р: 4,5,1,3 и 6,7,2,8).
«ПЕРЕЙДИ ЧЕРЕЗ БОЛОТО»
Ведущий: Прошу команды приготовиться к прохождению первого испытания «Перейди через болото». Команды, на старт. Ваша задача – по очереди перебраться через болото с помощью плотов – обручей, выстраивая их по очереди перед собой. Достигнув берега, необходимо быстро взять средства переправы в руки и доставить их на старт. Побеждает команда, которая быстрее переправится на другой берег. Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – беги!
(Член жюри объявляет команду победителя в первом испытании и вручает жетон.)
«САПЁРЫ»
Ведущий: Прошу команды приготовиться ко второму испытанию «Сапёры».
Перед вами минное поле. На нём стоят мины – шайбы. Вам необходимо при помощи снежколепов его разминировать. Ронять мины нельзя, каждый сапёр может разминировать за один выход на поле только одну мину. Разминированные мины команды собирают в корзины на старте и передают снежколеп следующему сапёру. Побеждает команда, которая собрала больше мин. Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – беги!
(Член жюри объявляет команду победителя во втором испытании и вручает жетон.)
«ПАРОВОЗ»
Ведущий: Прошу команды приготовиться к третьему испытанию «Паровоз».
Командир команды – паровоз. Каждый член команды – вагончик. Двигаясь по кругу, обозначенному кеглями, паровоз собирает состав, присоединяя по одному вагончику, двигаясь по кругу в одном направлении. Побеждает команда, сформировавшая состав первой. Аварийная ситуация лишает команду одного вагончика. Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – беги!
(Член жюри объявляет команду победителя в третьем испытании и вручает жетон.)
«СИГНАЛЬЩИК»
Ведущий: Прошу команды приготовиться к четвёртому испытанию «Сигнальщик».
У военных есть несколько способов передачи информации. Если вдруг неисправна рация, то информацию передают при помощи разноцветных флажков. Мы с вами выучим несколько сигналов. Будьте внимательны:
Синий флажок – хлопайте,
Зелёный флажок – топайте,
Жёлтый флажок – молчите,
Красный – «Ура!» кричите.
(Первой выполняет задание команда, закрывшая большее количество мишеней. Один из взрослых поднимает 5-6 раз в свободном порядке флажки, а дети выполняют команды.)
Ведущий: Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – смотри!
(Член жюри объявляет команду победителя в четвёртом испытании и вручает жетон.)
«ВОСЬМЁРКА»
Ведущий: Прошу команды приступить к пятому испытанию «Восьмёрка».
У каждой команды есть большой мяч. Он находится в месте пересечения линий цифры «восемь». Каждый участник соревнований должен подбежать к мячу, обвести его вокруг кеглей по направлению письма цифры «восемь». Мяч нужно прикатить к середине восьмёрки и освободить место для следующего участника. Победит команда, первая выполнившая задание. Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – беги!
(Член жюри объявляет команду победителя в пятом испытании и вручает жетон.)
«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
Ведущий: Прошу команды приступить к шестому испытанию «Перетягивание каната». Задание понятно? Слушай мою команду: Раз, два, три – тяни!
(Член жюри объявляет команду победителя в шестом испытании и вручает жетон.)
«ВИКТОРИНА»
Ведущий: Седьмое испытание «Викторина». Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Отвечать на вопрос можно с разрешения ведущего. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. При нарушении правила команда лишается одного балла за каждое нарушение. Задание понятно?
1. Как называется наша страна? (Россия)
2. Как называется столица нашей Родины? (Москва)
3. Кто является главнокомандующим Вооружёнными Силами России? (Президент В. В. Путин)
4. Кто такой Александр Пересвет? (Русский богатырь Брянской земли.)
5. Почему наш город называют городом партизанской славы? (Благодаря мужеству партизан в годы войны.)
6. Назовите героев, защищавших Брянщину во время Великой Отечественной войны. (Командир авиационного штурмового полка Андрей Александрович Ложечников, командир истребительного авиаполка Анатолий Афанасьевич Морозов, командир батальона стрелкового полка Михаил Григорьевич Непомнящий, командир звена отдельного разведывательного авиационного полка Виталий Дмитриевич Орлов, наводчик артиллерийского орудия Александр Петрович Старцев, командир эскадрильи истребительного авиационного полка Борис Алексеевич Хлуд, штурман звена минно-торпедного полка ВВС Балтийского флота Виктор Тимофеевич Чванов, заместитель командира батальона по политчасти стрелкового полка Николай Артамонович Шевелев, командир эскадрильи истребительного авиационного полка Владимир Георгиевич Щеголев.)
7. Назовите памятные места нашего города. (Памятник освободителям Брянска, Курган Бессмертия, Стела «Город воинской славы», памятник к 1000-летию Брянска, «Партизанская поляна», памятник воинам-водителям, самолёт МиГ-17, памятник Ю. А. Гагарину, памятник жертвам Чернобыля, памятник артиллеристам, памятник воинам-интернационалистам, памятник Александру Пересвету, памятник «Весна 45-го года», памятник танкистам, памятник «Воинам Брянского фронта».)
8. На какой реке стоит город Брянск? (Десна)
9. Назовите нашего земляка – космонавта. (В. М. Афанасьев)
10. Назовите имя первого российского космонавта. (Ю. А. Гагарин)
11. Кому посвящён праздник 23 февраля? (Защитникам Отечества)
(Член жюри объявляет команду победителя в седьмом испытании и вручает жетон.)
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»
Ведущий: Прошу команды приступить к восьмому испытанию «Полоса препятствий».
(Дети преодолевают различные препятствия. Член жюри объявляет команду победителя в восьмом испытании и вручает жетон.)
Ведущий: Наши испытания закончены. Пока жюри подводит итоги состязаний, приглашаю команды встать в круг и вместе исполнить песню «Катюша» (муз. М. И. Блантера, сл. М. В. Исаковского).
Ведущий: Прошу команды занять свои места. Командам необходимо внимательно посмотреть на свои мишени и запомнить порядок цифр на них. Затем найти среди конвертов, лежащих на матах, конверт с таким же порядком цифр. Задание понятно? Раз, два, три – смотри! Достаём содержимое конверта и прикрепляем к магнитной доске.
(Получился флаг России с надписью «Защитники Отечества», состоящий из левой и правой половины.)
Ведущий: Команды, равняйсь! Смирно! Жюри подвело итоги состязаний. Я предоставляю им слово.
(Член жюри оглашает результаты состязаний.)
Ведущий: Поздравляю вас, ребята, с успешным завершением состязаний. Вы справились со всеми испытаниями. Мы увидели, что вы ловкие, смелые, умные ребята, умеющие вместе, всей командой преодолевать любые трудности. Вы умеете радоваться победам друг друга, поддерживать и помогать в преодолении трудностей. Вы молодцы! Такими и должны быть юные патриоты нашей страны. Помните о тех, кто защищал нашу Родину, и будьте достойны их. Поздравляю вас с наступающим праздником и вручаю каждому участнику памятный приз об успешном прохождении испытаний в школе юного патриота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное мероприятие вызвало яркий эмоциональный отклик у детей. Многие ребята выразили желание стать защитниками Отечества, назвали виды войск, в которых хотели бы служить.
Ребята поняли: чтобы завоевать победу – мало быть просто физически сильным. Необходимо при этом обладать достаточной целеустремленностью, силой воли, быть организованным и собранным, ловким и находчивым. Атмосфера мероприятия была и радостная и в тоже время напряженная – ведь соревновались сильные соперники, а победить должен был сильнейший… По итогам соревнований победила ДРУЖБА!