Светлана Артемьева
Сценарий внеурочного занятия с детьми младшего школьного возраста «Масленица»
Сценарий внеурочного занятия
с детьми младшего школьного возраста на тему :
«МАСЛЕНИЦА»
Цель: формирование у детей устойчивого интереса к народным традициям на примере ознакомления с праздником масленица.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы;
• закрепить знания о днях недели;
Публикация «Сценарий внеурочного занятия с детьми младшего школьного возраста „Масленица“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей.
• закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям;
• воспитываем аккуратность при работе с бумагой, ножницами, клеем;
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к традициям своего народа;
• развивать внимание, память;
• развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, самоконтроль, зрительно-моторную координацию;
• развивать творческие способности, фантазию.
• развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.
Вид занятия : тематическое
Планируемый результат: изготовление символа Масленицы – Солнышко из бумаги, организация выставки работ.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, иллюстрации на тему «Масленица», ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, фломастеры, пряжа одинаковой длины желтого и красного цвета, салфетки, готовая работа символа Масленицы – Солнышко.
Содержание совместной деятельности (Ход занятия) :
Воспитатель:
Собирайся, народ, в гости Масленица ждет!
Мы зовем к себе всех, кто любит веселье и смех!
Ждут вас игры, забавы и шутки –
Скучать не дадут ни минутки!
Веселье начинаем!
В: Ребята, посмотрите на иллюстрации и расскажите, что вы на них видите (ответы детей)
В: Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Традиция празднования Масленицы идет с глубокой древности. С давних времен наши предки знали, что к концу зимы день становится длиннее, а ночи короче. И чтобы весна поскорее пришла после долгой холодной зимы устраивали проводы зимы – масленичную неделю или Масленицу. В течение этой недели провожали зиму, встречали весну. Зиму провожали с песнями, плясками, играми, угощениями. Делали куклу Масленицы из соломы, наряжали ее в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю куклу Масленицу приносили к сожжению на высоком месте, чтобы огонь сжег все ненужное, старое, несчастное.
Главным угощением Масленицы были блины. Блины в данном случае означали символ солнышка. При этом праздник назвали Масленицей, потому что блины обильно промазывают маслом. Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет» - говорилось в народе.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Всю масленичную неделю ели блины.
В: Ребята, а сколько у нас в неделе дней? (7) Правильно.
Игра «Что за чем и перед чем?»
Давайте вспомним, какой день начинает неделю (понедельник)
Какой день наступает после понедельника? (вторник)
Что следует после вторника? (среда)
Какие дни мы называем выходные?
Догадайтесь, какой день недели наступает после вторника и перед четвергом?
Какой день недели наступает перед пятницей?
В: Молодцы! Ребята, каждый день Масленицы имеет свое название.
Понедельник называется – встреча.
В гости все к друзьям идут,
песни звонкие поют.
Песня «Масленица» Д. Трубачева
В: Вторник – заигрыш. Все вокруг играют.
Вот и нам пришла пора поиграть да веселые задачки решать.
1. Решила бабушка блины испечь.
Поставила тесто, да затопила печь.
Два блина для внучки, два блина для деда,
Два для себя и два для соседа.
Сколько блинов испекла бабушка?
2. Шесть веселых медвежат,
К нам на Масленку спешат,
Но один из них устал и домой поковылял
Сколько мишек к нам придут?
3. Пять блинов лежало в миске
Два блина взяла Лариска.
Еще один стащила киска
Сколько же осталось в миске?
4. Я на Масленке бывала,
Чего там только не видала!
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иринка,
А за ней Маринка,
А потом упал Игнат
Сколько было всех ребят?
Воспитатель: Третий день недели среда – лакомкой зовется.
Каждая хозяюшка колдует у печи
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Ребята, а вы любите блины? (да) И я их очень люблю, только беда, забыла что нужно взять, чтобы их приготовить. (Разложены картинки посуды, дети выбирают необходимую для блинов (миска, сковорода, поварешка, лопатка, венчик, тарелка). Молодцы!
Но одной посуды мало, что нужно еще чтобы приготовить блины? Вам помогут мои загадки.
Без меня нельзя поджарить,
И салат нельзя заправить,
Да и вкусная стряпня
Вряд ли выйдет без меня. (масло)
Из нее пекут ватрушки, и оладьи, и блины
Если делаете тесто положить его должны. (мука)
Из водицы белой все что хочешь, делай,
Сметану, простоквашу, масло в кашу вашу
Каждый день его, ты, пей
И для кота не пожалей.
Что это? Загадку отгадать легко, конечно это …. (молоко)
Хоть кристаллик, но не лед
Сладкий, сладкий, но не мед
Белый – белый, но не снег
Бывает крепкий как орех.
Если в рот к тебе попал,
Там растаял и пропал. (сахар)
Хоть на сахар и похож, вряд ли
много съесть ты сможешь.
Есть в слезах твоих она
На столе стоит всегда. (соль)
За скорлупкой – белок, а за белком желтый глазок. (яйцо)
Блины готовить не легко
Нужны соль, сахар, молоко,
Яйца, дрожжи и мука.
Все взбивается слегка
Тесто получается
И блинчик выпекается.
В: Ну, вот теперь мы знаем, что нужно, чтобы испечь вкусные блины.
В: Четвертый день Масленицы называется – разгуляй.
Хочешь пой, хочешь играй.
Я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Веселый бубен» (дети становятся в круг, говорят слова)
Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен,
Тот сейчас станцует нам. (У кого в руках бубен становится в середину круга и танцует)
В: В пятницу, субботу по гостям идти охота!
Вся родня собирается, блинами объедается.
Я тоже приготовила на праздник угощение.
«Ням - ням» говорите, если нравится,
«Фу – фу», если вам не нравится.
Ну что, начинаем?
Булочки хрустящие…
Тапки завалящие…
Пряники вкуснящие…
Салфетки жирные…
Шарики сырные…
Валенки вареные…
Грибочки поганые…
Табуретки новые…
Рваные карманы…
Пирожки слоеные.
Воза три сметаны…
Наступил седьмой день – воскресенье
Все друг у друга просят прощенья
Ведь на Масленицу нужно,
Укреплять любую дружбу.
А вы ребята, какие слова прощенья знаете? (извините, простите, пожалуйста, я виноват, я больше не буду)
Давайте мы друг у друга попросим прощенья и обнимемся.
В: Ребята, а давайте мы с вами сейчас сделаем символ блинов – Солнце!
Посмотрите, вот какое у меня Солнце!
Для этого нам понадобится вот такая заготовка, цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, фломастеры и пряжа одинаковой длины желтого и красного цветов, салфетки.
Ребята, вам понравилось наше занятие?
О каком празднике вы сегодня узнали? (Масленица)
Без чего не обходится праздник Масленица? (без блинов)
Главным героем праздника является? (чучело)
Сколько длится праздник Масленица? (семь дней)
Как называется последний день Масленицы? (Прощеное воскресенье).
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели
С пылу, с жару из печи
Все румяны, горячи!
Масленица угощай
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте
Похвалить не забывайте.
Угощение блинами.