Зобова Ольга Владимировна
Сценарий урока красоты «Хозяйка Медной горы»
▼ Скачать + Заказать документы
В канун юбилея уральского писателя Павла Петровича Бажова хочу поделиться с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста опытом проведения игры-путешествия «В гостях у Хозяйки Медной Горы». По сути дела это проект, в реализацию которого включаются все: сотрудники сада, дети, родители. Дети получают письмо с приглашением в гости к самой Хозяйке Медной Горы. Развертывается увлекательная совместная деятельность детей и взрослых, в ходе которой дети узнают много нового и интересного, выполняют творческие поделки и рисунки, находятся в поиске изделий из камня. Итогом всей работы становится игра-путешествие. Собранная и интересно представленная выставка изделий из природного поделочного камня способна поразить не только детей, но и взрослых.
Публикация «Сценарий урока красоты „Хозяйка Медной горы“» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Роль Хозяйки Медной Горы исполняет взрослый.
Итоговое мероприятие по творчеству Павла Петровича Бажова
Игра-путешествие «В гостях у Хозяйки Медной Горы»
Цель:
- Развитие интереса к творчеству П. П. Бажова.
- Знакомство детей с украшениями и другими изделиями из природного камня Уральского региона.
- Развитие эстетического вкуса.
-Открытие окружающего мира с нового взгляда на привычные, знакомые вещи.
- Активизация и обогащение словаря.
Предварительная работа:
- просмотр мультипликационных фильмов по сказам П. П. Бажова «Огневушка-Поскакушка», «Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной Горы» и др. ;
- чтение и рассматривание иллюстраций в книгах П. П. Бажова, беседы;
-сбор предметов и украшений из камней Уральского региона (картины из каменной крошки, бусы, ожерелья, кольца, шкатулки, миниатюрные каменные скульптуры и т. п.);
- оформление выставки «Сокровища Уральских гор»;
- выставка книг «Уральский волшебник»;
выставка рисунков детей, аппликативных работ по теме: «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-поскакушка» и др.
Оборудование:
Мультимедиа, ноутбук для показа презентации.
Ход игры:
На невысоких кубах, закинутых изумрудной тканью красиво разложены экспонаты выставки. Выставка закрыта за занавесом.
Под музыку появляется Хозяйка Медной горы (педагог в костюме Хозяйки Медной горы)
Хозяйка Медной горы. Здравствуйте, дорогие мои ребятишки! Ну, сказывайте, признали меня? Верно. Хозяйкой Медной Горы люди меня зовут. Да, вы, не пугайтесь, худого я вам не сделаю. Не боитесь, говорите? А мне такие и надобны. Хотите, покажу вам свои богатства?
В зале гаснет свет, раздвигается занавес, зажигается разноцветными огнями подсветка, и перед детьми открывается выставка.
Дети некоторое время рассматривают выставку, привыкают к обстановке. Звучит музыка из балета Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Идет рассказ Хозяйки Медной горы.
Хозяйка Медной горы. (В руках у хозяйки Медной горы красиво иллюстрированная книга «Малахитовая шкатулка»)
Слышите музыку – волнующую и задушевную. Она льется широкой русской рекой, то звенит горным ручьем и встает перед нами Урал во всей величественной красоте. Впервые написал обо мне уральский писатель Павел Петрович Бажов. Шелестят страницы бажовских книг, богатое наследие оставил нам П. П. Бажов. Его герои – горщики и углежоги, камнерезы и горнильщики, оружейники и старатели – это простые рабочие люди: смелые, добрые, с золотыми руками и широкой русской душой, с настоящим русским характером. Они любят жизнь и труд, не гонятся за богатством, не терпят несправедливость, не вешают нос от неудач, не отступают перед трудностями. Посмотрите, полюбуетесь, какие прекрасные вещи сработаны нашими мастерами.
(идет рассказ о представленных изделиях)
Поглядите-ка, да не те ли это «камешки», о которых говорится: «Одни красным отливают, другие зелеными огоньками посверкивают, голубенькие тоже, желтенькие… всякие». Берешь в руки яшму, хризолит, слюду и сразу вспоминается сказ, не Серебряное копытце ли раскидало эти камушки.
Я вам приметы камней назову. Занятно мне, удастся ли кому удачно самоцветы распознать?
В нем навсегда застыл зеленый камень
Красив узором минерал
Скажите, как зовется этот камень
Во всех краях прославивший Урал (малахит)
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему
Велик ценой, хотя размером мал
Скажите, как зовется минерал (алмаз)
Вот удивительный кристалл
Он зелень всю в себя вобрал
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, брошь
В лучах искрится и горит
Кто камень сей определит (изумруд)
Его находят по крупицам.
Промоют, заблестит сполна
Но увезут его в столицу
Богаче станет вся страна. (золото)
Этот камешек скромен
И чист, как слеза,
Но колечко иль брошь
Он украсит всегда. (хризолит)
А этот камень всегда черный,
И спрятан в землю глубоко.
Но для людей он очень нужен,
Дает нам свет он и тепло. (каменный уголь)
Он серый и черный,
Есть розовый, белый.
Известен он людям
С древних времен.
В строительстве он
Применяется смело,
В метро и дворцах,
Даже в доме твоем.
(мрамор)
Уральские горы не только самоцветы хранят, здесь добывают серый, черный, красный мрамор. Мрамором отделаны станции метро в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Екатеринбурге. Это удивительный камень, он легко шлифуется, прочный, красивый, часто его используют в строительстве. Мраморные лестницы – слышали о таких?
(рассмотреть плакаты Московского метро)
Настоящий мастер волнуется за свое дело, старается сделать его лучше, найти что-то новое, всегда стремиться вперед.
Урал – земля золотая,
Гордый могучий гранит,
Урал – земля золотая
Уголь и руды хранит.
А вы знаете, почему меня зовут Хозяйкой Медной горы? Правильно, чаще всего здесь встречается медная руда, из которой выплавляют медь, из железной руды – выплавляют чугун и сталь, добывают и каменный уголь, который сжигают для тепла.
«Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мягонько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости, всему миру на диво, и на поученье тоже» - слова Павла Петровича Бажова так подходят к этим картинам из каменной крошки. Посмотрите, как по-новому наши современные мастера применили камень, какие пейзажи уральской природы радуют глаз.
нем навсегда застыл зеленый камень
Красив узором минерал
Скажите, как зовется этот камень
Во всех краях прославивший Урал (малахит)
По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему
Велик ценой, хотя размером мал
Скажите, как зовется минерал (алмаз)
Вот удивительный кристалл
Он зелень всю в себя вобрал
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, брошь
В лучах искрится и горит
Кто камень сей определит (изумруд)
Его находят по крупицам.
Промоют, заблестит сполна
Но увезут его в столицу
Богаче станет вся страна. (золото)
Этот камешек скромен
И чист, как слеза,
Но колечко иль брошь
Он украсит всегда. (хризолит)
А этот камень всегда черный,
И спрятан в землю глубоко.
Но для людей он очень нужен,
Дает нам свет он и тепло. (каменный уголь)
Он серый и черный,
Есть розовый, белый.
Известен он людям
С древних времен.
В строительстве он
Применяется смело,
В метро и дворцах,
Даже в доме твоем.
(мрамор)
Уральские горы не только самоцветы хранят, здесь добывают серый, черный, красный мрамор. Мрамором отделаны станции метро в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Екатеринбурге. Это удивительный камень, он легко шлифуется, прочный, красивый, часто его используют в строительстве. Мраморные лестницы – слышали о таких?
(рассмотреть плакаты Московского метро)
Настоящий мастер волнуется за свое дело, старается сделать его лучше, найти что-то новое, всегда стремиться вперед.
Урал – земля золотая,
Гордый могучий гранит,
Урал – земля золотая
Уголь и руды хранит.
А вы знаете, почему меня зовут Хозяйкой Медной горы? Правильно, чаще всего здесь встречается медная руда, из которой выплавляют медь, из железной руды – выплавляют чугун и сталь, добывают и каменный уголь, который сжигают для тепла.
«Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мягонько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости, всему миру на диво, и на поученье тоже» - слова Павла Петровича Бажова так подходят к этим картинам из каменной крошки. Посмотрите, как по-новому наши современные мастера применили камень, какие пейзажи уральской природы радуют глаз.
Дети рассаживаются. Хозяйка Медной горы проводит с детьми игры.
Все дети делятся на две команды – артельки.
Хозяйка Медной горы. А сейчас я вас на дружбу, смелость, да мастерство проверю. Коль по правилам играть будете, золотой камень вам положу, а коль зависть, жадность иль еще плохое проявите, черный камень получите. Чья артель камней золотых больше наберет, в беде друзей не оставит, та и надежнее, та и победит.
1 игра-соревнование. Оборудование для игры: На двух столиках приготовлены камушки, обернутые цветной фольгой, красивые подносы с росписью.
Хозяйка Медной горы. Много каменьев дорогих есть у меня. Помогите-ка мне их на поднос собрать. По рядам камушки передавайте. Только не хитрите. Надо, чтобы у каждого артельничка камушек побывал. А ты, и ты (обращается Хозяйка Медной горы к сидящим с краю ребятам) по одному камню берите, да передавайте. Сначала поднос передайте, чтоб было куда складывать. Чья артелька раньше все камни на поднос соберет, да мне принесет, та и награду получит.
2 игра. Оборудование для игры: На расстоянии 3-5 метров от старта расположить сухой бассейн, заполненный шарами (либо поставить две корзины с шарами). К бассейну разложить дорожку из зеленых мягких кругов. Приготовить банный ковш на длинной ручке для каждой команды.
Хозяйка Медной горы. А про бабку Синюшку, да про ее колодец слыхали? Многие из того колодца водицы испить хотели, да нелегко это сделать, потому что не простой это колодец. Выходите из артельки каждой по парнишке. Вот вам ковшичек. Прыгайте с кочки на кочку, а как на последнюю кочку прыгнете, ковшичком-то и зачерпните из колодца. Коль с кочки упадете, то уж в другой раз в колодец лезть не положено. Кто быстрее справится, тот и победит.
3 игра. Оборудование для игры: две красивые «малахитовые» шкатулки, заполненные украшениями для девочек (бусы, клипсы, диадемы, кольца, браслеты и т. п. ; два зеркала, на столиках; два стула.
Хозяйка Медной горы. А Танюшку, Степанову дочь, тоже небось помните?
Любила она разбирать каменья дорогие, которые я в шкатулке малахитовой подарила ей. Есть, небось, и среди вас девицы, которые тоже непрочь наголовники да кольца посмотреть. Идите девоньки сюда. Вот вам шкатулки малахитовые. Что по сердцу придется – надевайте. Которая из вас лучше к своему наряду убор подберет, ту и камушком наградить не грех. Наряжайтесь, вам спешить некуда. Получше в шкатулке поройтесь. Пока девочки бусы да серьги одевать станут, я вас испытаю. Спойте-ка песню, а я послушаю ладно ли вы песни поете.
Дети исполняют песню - хоровод «Во поле береза стояла» (либо по выбору). После исполнения песни, рассмотреть девочек и одарить каждую.)
4 игра. Оборудование для игры: До начала праздника положить в укромные уголки зала 4 свертка из фольги красного, зеленого, золотого и белого цвета. Приготовить 4 ленточки таких же цветов (либо следы). Перед началом игры раскинуть ленточки в соответствующие направления.
Хозяйка Медной горы. А вот еще испытание. Выходите по два старателя от каждой артельки. Вам рубины да изумруды найти, вам хрусталь да золото. А приметы вам уже раскинуты. Кто смекалистей из вас поглядим.
На полу раскинуты ленточки соответствующих цветов: красная дорожка - ведет к рубинам, зеленая дорожка -ведет к изумрудам, белая дорожка - ведет к хрусталю, золотая - ведет к золоту.
Хозяйка Медной горы. Дружные оказались артельки. Знать поймала вас живинка. А все потому, что вы не к низу глядели на то, что сделано, а кверху, как лучше делать надо. Тут живинка вас и подцепила. Она, понимаете, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет. Ну, а теперь прощайте. Помните Хозяйку Медной горы, почаще ко мне в сказы заглядывайте