Мустапаева Альбина
Сценарий спартакиады «Дошколята Дагестана за спорт» для детей средней группы
Цель: Познакомить детей с играми народов, проживающих в Дагестане.
Задачи: Формирование интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в Дагестане.
Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.
Предшествующая работа:
– рассматривание иллюстраций по заданной теме;
Публикация «Сценарий спартакиады „Дошколята Дагестана за спорт“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Дагестан
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
– чтение художественной литературы о родной стране;
– заучивание стихотворений о Родине и Дагестане;
– беседы по темам: «Махачкала –столица Дагестана», «Путешествие по Дагестану», «Люди разных народов»,
- прослушивание Дагестанских народных мелодий.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Мой Дагестан, красив ты, право!
Горами ловишь облака
А горы — старцы, величаво
Любуются тобою с высока.
Да, Дагестан, ты не в сравненье,
Прекрасен Каспием своим,
А Каспий, седопенный как виденье
Нередко в мыслях предстаёт
Пред образом моим.
А рек бурлящих, хладные лучи,
Что рассекают, словно вены,
Тот Дагестан, где бьют ключи
Живой воды несущей жизни гены.
Да! Тут нечего сказать,
Земли нет в мире лучше,
Чем та Земля, что вечно будет ждать
Своих сынов, отдавших жизнь за лучшее.
- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у любого человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? (Россия, а как называется наша малая родина Дагестан. А как называется наш город?
Дети: Хасавюрт
Воспитатель:
Ребята, а вы любите играть? Хотите узнать, в какие игры играют люди других национальностей, проживающих в Дагестане?
Ответы детей : ДА
Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие, чтобы познакомится с играми народов Дагестана.
Повторяем с детьми правила игр:
- Играем честно и сообща.
- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.
Игра «»Гусь» (кумыкская народная игра)
Играет вся группа.
Где ладошка? Тут?
Тут.
На ладошке пруд?
Пруд.
Палец большой – это гусь молодой.
Указательный поймал,
Этот палец суп сварил.
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот. Вот.
Содержание игры: Игра проводится стоя или сидя. Руки у детей за спиной. На вопрос воспитателя: Где ладошка? Тут? – ребята протягивают руку вперед ладонями вверх. Далее дети, произносят текст вместе с ведущим, загибают пальцы в порядке, указанном в стихотворении. На последние 3 строки свободно встряхивая кистями рук, разводят руки в стороны и со словом “Вот” поднимают их вверх, хлопая над головой. С окончанием стихотворения ребята роняют руки вниз.
Правила игры:
При разучивании движения выполняется одной рукой (правой, потом (левой). Последние три строки рекомендуется произносить с некоторым повышением интонации и в более быстром темпе.
Примечание: Игра построена на кумыкской народной песенке, перевод Н. Грубнева. Для детей второй младшей группы.
Игра «Надень папаху»
(Тlагъур лъе) – аварская игра.
Играет вся группа.
Содержание игры: Мальчик – джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот стоит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети. Правила игры: Водящий не должен подсматривать, играющие не должны подсматривать, играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.
Игра «Спрячься под крышу»
Игроки становятся вокруг платка, Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается поднять платок и спрятаться под ним. Кто не поместится под платок тот проиграл.
Игра «Белый тополь, зеленый тополь»
(«Акъ терек, гоьк терек») - кумыкская народная игра
Играет вся группа.
Содержание игры: Каждая команда выстраивается за свою линию в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между ними 10м. и они соответственно называются “Белый тополь”, “Зеленый тополь”. Дети произносят слова: “Кто вам нужен?” Воспитатель отвечает: белый тополь или зеленый. Это является сигналом, и первый ребенок из названной команды бежит и старается прорвать цепь другой команды. Если это удается, то уводит одного ребенка, если нет, то остается в этой команде. Где окажется больше играющих, та команда побеждает. Команда выстраивается по 12 человек.
Под буркой (Штактуэпль)
Играющие делятся на две команды по пять-восемь человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший (тамада) садится на землю, укрывшись буркой, а игроки этой команды располагаются вокруг, охраняя его. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 - 30 м.
По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задается повторно с целью заставить их заговорить. Не доходя 2 - 3 м до бурки ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости - проходите. Добро пожаловать!» - говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы Обманщики! Медведь - это. (имя игрока, а волк… (имя игрока)».
Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Кого охрана поймает тот становится пленником тамады.