Галина Бирюкова
Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовимся вместе к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе
Тема: «Готовимся вместе к школе»
Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи:
Публикация «Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе „Готовимся вместе к школе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
1. Дать представление родителям о понятии «Готовность к школе»;представить примерную модель личности первоклассника;познакомить родителей с критериями готовности ребёнка к школе;
2. Сформировать у родителей навыки предупреждения сколиоза и плоскостопия у детей дошкольного возраста в домашних условиях посредством организации игр и упражнений;
3. Способствовать укреплению детско-родительских отношений при подготовке к школьному обучению;
Состав родительского собрания :
• родители детей группы;
• воспитатели;
• студенты ОГАПОУ БПК;
• инструктор по физической культуре;
• педагог-психолог;
• учитель-логопед.
Длительность собрания : 1час
Предварительная работа:
1) Оформление буклета для родителей «Скоро в школу»;
2) Подготовка памятки для родителей «Профилактика плоскостопия»;
3) Анкетирование родителей;
4) Создание видеоматериала с ответами детей;
5) Создание с детьми группового и индивидуальных приглашений для родителей;
6) Подготовка музыкального зала для проведения родительского собрания.
Материалы и оборудование:
• видео с ответами детей;
• карточки с факторами успешной подготовки и адаптации ребенка к школе;
• ручки на каждого родителя;
• чистые листы бумаги на каждый стол;
• картинки с учениками;
• портфели на две команды с нужными и не нужными вещами в школу;
• картинка ученика А3;
• наклейки в виде учебников (красные и зелёные);
• разрезанные листы бумаги на каждого родителя.
Содержание родительского собрания :
І. Организационное начало родительского собрания :
Приветствие родителей. Здравствуйте, уважаемые родители и гости нашего собрания.
Мы с вами собрались здесь не просто так, сегодня мы постараемся ответить на самую волнующую тему для вас, родители, и ваших детей.
Коммуникативная игра. Для начала нашего общения просим всех вас пройти на ковёр в центр музыкального зала. Встаньте, пожалуйста, в круг, спиной внутрь круга и закройте глаза. Представьте, что вы – это ваш ребёнок, который только пошёл в детский сад. Вы никого и ничего не знаете. Что вы чувствуете? (Ответы родителей)
Хорошо, теперь откройте глаза, развернитесь лицом в круг, возьмитесь за руки и посмотрите друг на друга – это наша группа, вы целых 4 года находились вместе. Вместе играли, вместе ходили на улицу и сидели на занятиях, у каждого из вас появились друзья. Что вы сейчас чествуете? (Ответы родителей)
Я вас попрошу снова повернуться спиной в круг и закрыть глаза. И так, 4 года незаметно пролетели и наступило время пойти в школу. Вы опять попадаете в незнакомое место с незнакомыми людьми. С вами нет рядом тех друзей, которых вы обрели в детском саду. Что же вы сейчас чувствуете? (Ответы родителей)
Спасибо вам за ответы. Можете присаживаться на свои места. Вы на-верняка уже догадались о чём сегодня пойдёт речь.
Сообщение темы родительского собрания. Сегодня предлагаем рас-смотреть вопрос о «Подготовке детей к школе».Как сделать, чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к новым условиям? В чем заключается психологическая подготовка первоклассников? Какой должен быть ребёнок при поступлении в школу и что же он должен уметь? Об этом мы и поговорим сегодня, и постараемся ответить на все вопросы.
Представление гостей. В этом нам так же помогут: воспитатели группы; инструктор по физической культуре; педагог-психолог; учитель-логопед.
ІІ. Основная часть:
Многих родителей волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готов-ность, что главное?».На ваших столах лежат карточки. Предлагаю Вам пронумеровать по степени значимости для вас следующие факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Выберите из них три фактора, на ваш взгляд, главных. Обоснуйте свой выбор.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно.
(Необходимо обратить внимание, какие факторы получили приоритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями.)
Спасибо, за ответы. На самом деле, все эти черты и факторы должны присутствовать у ребёнка при поступлении в школу. А сейчас вы сами для себя обозначили те черты ребёнка, которого хотите видеть при его поступлении в школу.
А теперь давайте попробуем выделить самое главные составляющие готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим, это:
1. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
2. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внима-ния, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая мото-рика)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Сейчас мы разберём каждый пункт подробнее.
Эмоциональная готовность :
Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т. к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику.
Интеллектуальная готовность :
Психологическую готовность ребенка к школе предполагает также и развитый интеллектуальный компонент. В рамках этого компонента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, которые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Девиз этого направления — «Я стремлюсь узнать!».
Социальная готовность :
Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей до-школьной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний перед школой год.
Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее.
Для подробного рассмотрения вопроса по психологической готовности я хочу пригласить педагога-психолога детского сада.
Выступление психолога.
Спасибо,Елену Викторовну.
Уважаемые родители, а как вы считаете ваш ребёнок готов к школе? (Ответы родителей)
Результаты анкетирования
На днях мы взяли интервью у ваших детей. Давайте же посмотрим, как они считают готовы ли они к школе или нет.
Показ видео с интервью дошкольников.
Как вы считаете, какая ещё немало важная проблема встречается при поступлении в школу? (Ответы родителей)
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Основные показатели речевой готовности :
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, пра-вильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, уме-ние образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Я хочу пригласить нашего учителя-логопеда, чтобы она подробно рассказала об этой проблеме.
Выступление логопеда.
Уважаемые родители, а что вы делаете дома с детьми для улучшения качества речи вашего ребёнка? (Ответы родителей)
Очень хорошо, как думаете, какая готовность, помимо речевой, должна быть? (Ответы родителей)
Физическая готовность — это состояние здоровья. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Наверное, не стоит объяснять, как важно сохранять и укреплять здоровье. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, отстает в физическом развитии от своих сверстников, имеет врожденную предрасположенность к каким-либо тяжелым заболеваниям, перенесенные серьезные травмы (в том числе и родовую) или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а затем и в жизни. Поэтому укрепление здоровья ребенка — это первое необходимое условие успеха в учении.
Давайте рассмотрим самые частые проблемы при поступлении в школу.
На доске вывешиваются картинки с учениками.
Посмотрите, внимательно. На этом кортике изображено первая ошибка родителей – неправильно подобран стул и стол для выполнения домашней работы; ребёнок должен свободно сидеть за ним, но не «лежать» на нём и не «скучиваться калачиком». В школе детей будут правильно учить сидеть за партой, но дома вы должны не забывать эти правила и следить за осанкой вашего ребёнка. Помимо этого, как вы видите на картинке, дети очень часто носят портфель на одной стороне. Как вы считаете почему? (ответы родителей)
Во-первых, нужно объяснить ребёнку, как правильно носить портфель, а во-вторых, не нагружайте портфель ребёнка всем тем, что порой не нужно в школе.
И сейчас мы с вами немного поиграем. Вам предстоит собрать порт-фель в школу только на время. Кто у нас хочет попробовать?
Игра «Собери портфель в школу»
Родители становятся напротив своих портфелей и по очереди подбегают к нему и кладут одну вещь.
Обсуждение с родителями : кто что положил и почему?
Есть ещё один важный момент, когда вы собираете ребёнка в школу. Вот скажите, какая обувь должна быть у ребёнка и почему? (ответы родителей)
Зачем нужна сменная обувь в школе?
1. Во-первых, для того, чтобы было чисто, чтобы грязь с улицы не тащить в помещения.
2. Во-вторых, находиться целый день в тяжелых сапогах, ботинках или валенках очень тяжело и неприятно.
Как это обувь может повлиять на здоровье ребенка?Стопа имеет уникальное строение. Она несет на себе рессорную функцию. Если со стопой все в порядке, то она снижает силу ударов и толчков во время прыжков, бега, ходьбы. Неправильно подобранная обувь может стать причиной возникновения плоскостопия у детей.
При этом стопа свою рессорную функцию выполнять перестает. И начинается цепная реакция. Меняется походка. Нарушается кровообращение в ногах. Ухудшается осанка, вплоть до сколиоза. Деформируется позвоночник. Травмируются межпозвонковые суставы. Возможны даже микротравмы мозга от постоянных жестких толчков при ходьбе.
Что чувствует при этом ребенок?
1. Боль в ступнях и икроножных мышцах.
2. Боль в спине.
3. Головную боль.
4. Повышенную утомляемость.
Это еще не полный перечень проблем. И я хочу пригласить к нам инструктора по физической культуре.
Выступление инструктора по физической культуре.
Мастер-класс «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»
Чтобы вы не забыли сегодняшнюю информацию, на нашем столе находятся памятки для вас по профилактике плоскостопия и сколиоза у детей.
Школа – это мир новых отношений со сверстниками, с взрослым. С приходом в школу у первоклассника появляются новые обязанности. Помните, что ребенку по-прежнему нужно ваше внимание и забота, интерес к его школьным делам. Помните, что ваше отношение к школе и учебе вашего ребенка формирует и его отношение к этим явлениям. Поддержите своих детей на их новом жизненном этапе.
Итак, уважаемы родители, исходя из того, что вы сегодня услышали, попробуйте написать по одному качеству, которое должно быть у ребёнка, который идёт в школу.
Родители пишут качество и по одному вывешивают его на доску рядом с картинкой ученика, объясняя свой выбор.
Спасибо. Мы так же подготовили для вас буклеты по нашей сего-дняшней теме. Кому это интересно и нужно, после окончания родитель-ского собрания, можете их взять с собой.
Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспита-ния и общения с детьми в семье.
На ваших столах лежат наклейки разного цвета в виде учебников. Пожалуйста, приклейке на парту нашего ученика их. Красный- значит у вас остались вопросы и вам требуется дополнительная консультация; зелёный- у вас нету вопросов и вам всё понравилось.
Спасибо за внимание, уважаемые родители. До свидания.