Ландыш Шавалеева
Сценарий праздника «День рождения Габдуллы Тукая»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника «Тукай - безне й р кт ”
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Г. Тукая;
вспомнить знакомые произведения великого поэта;
воспитывать любовь и интерес к творчеству татарского поэта Г. Тукая;
создать эмоционально-положительное настроение и отношение к произведениям великого поэта.
Публикация «Сценарий праздника „День рождения Габдуллы Тукая“» размещена в разделах
Оборудование: зал красиво оформлен цветами и портретом Г. Тукая, организована выставка рисунков воспитанников на тему «Тукай киятл рен с ях т”
Предварительная работа: знакомство с писателем и его творчеством,чтение, инсценирование, разучивание произведений поэта.
Ход: под музыку песни «Б йр м б ген» дети входят в зал.
Ведущий: Бар к еллелек б тен д ньяда, бар бер ямь б ген!
Н рс д н бу? Мин бел м, б йр м б ген, б йр м б ген!
Показ презентации. Ребята, мы сегодня собрались отмечать День рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец, а через несколько лет он становится круглой сиротой. Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. Апушу (так называли Габдуллу в детстве) было 6 лет, когда его привозят в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе с хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тётка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник. И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую семью. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Габдулле в эти годы посчастливилось посещать русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.
А сейчас дети подготовительной к школе группы расскажут стихи –загадки Г. Тукая, а вы отгадаете
Боз м кар эрде,
Сулар й герде;
Елап елгалар,
Яшьл р т гелде.
К нн р озая,
Т нн р кыскара.
Бу кайсы вакыт? —
Й, йтеп кара.
(Яз к не)
Ашлыклар сте,
Башаклар пеште;
Кояш пешер,
Тирг т шер,
Бу кайчак була?
(й к не)
Кырлар буш кала,
Я гырлар ява;
ирл р дымлана,—
Бу кайчак була?
(К з к не)
р ир карланган,
Сулар бозланган;
Уйный ил-буран,—
Бу кайчак, туган?
(Кыш к не)
Инсценировка стихотворения «Эш бетк ч уйнарга ярый» (“Кончил дело, гуляй смело”) с воспитанниками подготовительной к школе группы.
Ведущий: Ребята, как называется стихотворение, инсценировку которой мы с вами увидели?
Дети: «Эш бетк ч уйнарга ярый»
(под музыку в зал вбегает Шурале и танцует).
Шурале: Сколько здесь детишек, красивых ребятишек. Сейчас я вас пощекочу.
Ведущий: Погоди - ка, не спеши. Ты пришел к нам в гости, а поздороваться забыл.
Шурале: Ой, простите. Ис нмесез! Здравствуйте! А для чего вы все здесь собрались, если не секрет.
Ведущий: Мы собрались отмечать День рождение великого поэта Габдуллы Тукая.
Шурале: А-а, я его знаю. Это он послал Батыра, чтобы тот прищемил мне пальчики.
Ведущий: Ну что ты, не расстраивайся. Давай вместе веселиться.
Шурале: Веселиться я люблю. Ребята, вставайте в круг, поиграем.
Воспитанники старшей группы встают в круг.
Шурале: А теперь повторяйте за мной. Руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз. (пока дети выполняют, Шурале пытается пощекотать детей)
Инсценировка стихотворения “Гали бел н к ” (“Гали и коза”) в исполнении воспитанников старшей группы.
Игра “Т б т й”. Воспитанники старшей группы и Шурале.
Инсценировка стихотворения “Кызыклы ш керт” (“Забавный ученик”) в исполнении воспитанников старшей группы.
Ведущий : Ребята, посмотрите, кто к нам идёт. Вы её узнали? Кто это?
Дети: Су анасы!
(Су анасы под музыку заходит в зал, в руках держит золотой гребень) .
Суларга карыйм ле,
Ч чемне тарыйм ле.
Чумып бакалар бел н
Бер уйнап алыйм ле.
Шурале: Ис нме,Су анасы!Айда с ребятами поиграем.
Игра “Су анасы” с воспитанниками подготовительной к школе группы.
(дети встают в круг, Су анасы в кругу с завязанными глазами и делает движения, имитирующие плавание).
Дети: Су анасы,Су анасы,
Су астында нил р бар?
йд бире чык ле,
Безг с йл п бир ле.
(после слов детей Су анасы на ощупь узнаёт ребёнка. Ребёнок встаёт вместо Су анасы и игра продолжается).
Совместное исполнение песни “Туган тел”.
Просмотр мультфильма “Ш р ле”
Награждение воспитанников грамотами за активное участие в выставке рисунков “Тукай киятл рен с ях т”.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник.