Наталья Шарова
Сценарий открытого театрализованного представления для детей средней группы ДОУ «Веселые святки»
▼ Скачать
Консультация для родителей
Дошкольный возраст - важнейший этап формирования личности ребенка. Ребенок начинает проявлять свое отношение к людям, к тому, кто и что его окружает. Приобщение детей к истокам народной традиционной культуры позволяет формировать патриотические чувства, играет важную роль в развитии познавательной активности, формирует духовно-нравственную основу и раскрывает творческие способности детей. Фольклор позволяет глубже познать особенности самобытной культуры предков. В наше, современное время,к сожалению всё чаще кумирами детей становятся герои западных мультфильмов, и порой совсем забываются те замечательные герои наших сказок, былин, мультфильмов, которые учат добру, справедливости, трудолюбию, уважению старших. Поэтому, чтобы приобщить детей к традиционной культуре, привить любовь к ней, этот процесс должен начинаться как можно раньше, «с молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры, пословицы,поговорки, сказки, знать свои праздники. Только в этом случае, народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к самобытной культуре.
Публикация «Сценарий открытого театрализованного представления для детей средней группы ДОУ „Веселые святки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
Как воспитатель, я считаю, что каждый культурный человек обязательно должен знать историю, традиции страны, в которой он живёт.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Сценарий
Цель
Приобщение детей к традиционной русской культуре, знакомство с зимними народными праздниками Святками, с обрядом колядования, ряжения на Руси.
Задачи
Воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.
- Формировать чувство коллективизма, доброе отношение участников друг к другу.
- Развивать эстетический вкус и чувство прекрасного.
- Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, помочь каждому ребенку раскрыться творчески, застенчивым детям преодолеть неуверенность в себе.
- Вызывать у детей положительные эмоции от совместной деятельности при подготовке к празднику.
Образовательные
- Учить детей передавать веселый игровой характер песен, потешек, колядок.
- Развивать у детей чувство ритма, музыкальный слух. Учить играть на музыкальных инструментах, аккомпанируя себе во время пения, исполнять песни в народной манере.
- Помочь овладеть навыками правильного дыхания, четкого произношения слов.
- Эмоционально разыгрывать сценки с персонажами Козы и Медведя, передавая характер образов.
- Развивать у детей память, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движения при исполнении танцев, хороводов, танков, уметь согласовывать свои движения с движением партнера по танцу.
- Сформировать у детей навыки выступления перед аудиторией.
Предварительная работа
- консультация для родителей на тему: «Как праздновали Святки на Руси»
- консультация для воспитателей и родителей на тему: «Значение фольклора в воспитании дошкольников»
- чтение детской литературы: сказки(«Морозко», «Заячья избушка», «Теремок», «По щучьему веленью», «Рождественская ёлочка», потешек, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
- рассматривание иллюстраций: «Колядовщики», «Рождество», «Русская Изба», «Печь», «Утравь», «Русский народный костюм».
-беседы на тему: «В гостях у русских людей», «Зимние календарные праздники».
- просмотр мультфильма «Колядки – собрались ребятки».
- дидактические игры: «Укрась сарафан», «Угадай сказку», «Собери картинку»
- подвижные игры: «Зайка», «Пошла коза по лесу», «Два мороза», «Бабка Ёжка».
- рисование на тему: «Колядовщики»
- Оформление книжного уголка:
- Уголок прикладного творчества:
- Разучивание народных песен: «Зимушка зима», «Ай спасибо хозяюшке»;
колядок: «Пришла Коляда», «Звонили звоны», «А у нас сегодня, да три праздника».
- Знакомство с народными инструментами: гудок, гусли, кугиклы, шаркунок, бубен, трещетки, ложки.
- Разыгрывание сценок с Козой и Медведем.
Использованное пособие и оборудование
- Вифлеемские звезды, изба хозяйки,заснеженный лес, маски, народные костюмы, народные инструменты, муз. центр, тазик с зерном (для гадания, две корзины для игры, детские варежки, угощение (печенье - «коровки», «козули», «колядашки»).
Помощники
- муз. руководитель Кейфман Лариса Владимировна
- воспитатель группы Бузина Светлана Анатольевна (хозяйка)
- дети группы
- родители
Ход мероприятия: Зал празднично украшен, на стенах рисунки детей и иллюстрации к празднику, рушники. На сцене слева дом хозяйки, справа заснеженный лес, в берлоге спит медведь. В зал входит ведущая, приветствует гостей и рассказывает о народной традиции празднования святок, об обряде колядования под Новый год, о ряжении, гадании. Дети открывают досуг стихами о России и Святках.
1 ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные, русские песни поют!
2 ребенок: По дворам ходили в Святки,
Пели разные колядки,
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили,
Так, давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Петрушка (ребенок): Эй! Спешите все сюда!
В гости Коляда пришла!
Будем мы шутить, смеяться,
Бегать, прыгать, забавляться!
(Дети под аудиозапись народных наигрышей, вместе с воспитателем-ведущей, входят в зал, танцуют, водят танки, хороводы. Встают свободно. Ведущая раздает детям музыкальные инструменты, вифлиемскую звезду, месяц, маски, готовятся к колядованию.)
Ребенок: Настали святки – запевай колядки!
(исполняется колядка «колядки, колядки, собрались ребятки», дети играют на инструментах и танцуют. Звучит тревожная музыка. Дети своим пением, танцами будят спящего в берлоге медведя.
Ведущая: Ой, ребята, что за шум, что за треск я слышу. Мы с вам пели, играли и кажется кого-то разбудили. Кто же там за елочкой шевелится (обращается к ребенку) Варенька, пойди посмотри поближе кто там?
(Девочка заглядывает за елочку, и испуганная выбегает к детям)
Ребенок: Да это медведь! Ой, боюсь, боюсь! (убегает и прячется)
(из- за елочки под русскую народную мелодию появляется Медведь, потягивается, зевает.)
Медведь: Что за дети ходят тут? Спать спокойно не дают!
Ведущая: Полно, Мишенька, реветь. Ведь праздники на дворе, Святки! Пойдем лучше с нами петь колядки.
Ребенок: (подходит к Медведю и говорит.) А за колядки угощение дают!
Медведь: Сладенькое? Медок - то я люблю. Согласен!
(дети танцуют с Медведем. Поют колядку «А ты, Мишенька, ходи к нам гулять…Святый вечер…»
Ведущая: А пойдемте колядовать к тетушке Светлане. Вон там ее окошко светится! Как пошла коляда вдоль по улице гулять, вдоль по улице гулять, с Новым годом поздравлять.
(Дети направляются к дому хозяйки, играют на инструментах, пританцовывают и поют колядку «Коляда, коляда, по дорожке шла». Подходят к дому хозяйки).
Ребенок: (стучит в окошко) Дома ли, хозяюшка?
Хозяйка: Дома, дома (выглядывает в окошко). Кто стучит в мое окошко? Выгляну, да погляжу немножко. Кто там?
Ребенок: Отворяй ворота, в гости Коляда пришла!
(Хозяйка выходит к колядовщикам.)
Ведущая: Добрый вечер, щедрый вечер, хозяюшка! Уродись пшеничка на поле стогами, на столе пирогами. Будет счастья Вам горой, урожая воз большой! С праздником поздравляем, здоровья, счастья, богатства желаем в Новом году!
Ребенок: Дай Бог тому, кто в этом дому. У хозяюшки в дому велись бы: телятки, поросятки, козлятки, ягнятки, утятки, цыплятки. Чтоб ходили ребятки и пели колядки!
Все вместе поют: (изображая засевание зерна.) Сеем, веем, посеваем, с Новым годом поздравляем!
1 Ребенок: Принимайте гостей, не жалейте сластей.
2 Ребенок: Нам орехов и конфет, Вам счастливых долгих лет!
Хозяйка: Спасибо, что в мой дом пришли колядовать.
Ребенок: А мы не сами идем, мы Козу с собой ведем.
(Коза прохаживается и говорит «ме-е-е»)
Коза: Я Коза-дереза, за три гроша куплена, полбока луплено.
Топ- топ ногами, заколю рогами,
Ножками затопчу, хвостиком замету (все слова сопровождает действием).
Дети вместе с Козой поют, играют в подвижную игру «Пошла Коза по лесу», в конце игры Коза падает.
1 Ребенок: Ой, Коза упала! Неживая стала!
2 Ребенок: Нашей Козе не много надо!
3 Ребенок: Решето овса, на верх колбаса, три куска сала.
Все вместе: Чтоб коза встала!
(Коза встает и говорит, обращаясь к хозяйке)
Коза: Уж ты тетушка подай, ты лебедушка подай, ты подай нам пирог, с рукавичку широк.
1 Ребенок: Не ломай, не ломай, весь пирог нам подавай.
2 Ребенок: А не дашь пирога…
Все вместе: Мы корову за рога! (дети смеются)
3 Ребенок: За наши колядки мы просим шоколадки.
Хозяйка: Будут вам подарки, будет угощенье. А пока, ребятки, садитесь, отдохните и отгадайте мои загадки. (Дети отгадывают загадки).
(Ведущая обращается к детям - гостям и загадывает им загадки, а за отгадки дает угощение).
Ведущая и хозяйка проводят с детьми игру «Рукавички».
Взрослым гостям предлагается погадать «на будущее». Хозяйка и ведущая идут в зал к гостям с тазиком, наполненным зерном. В нем различные предметы – пуговицы, ключи, куколка, деньги, деревянная щепка. Ведущая предлагает погадать.
Ведущая: Кому вынется, тому сбудется, не минуется. Кому попадется пуговица, тому обновой обернется, монетка – в достатке и богатстве жить будете, ключик – к улучшению жилищных условий и т. п.
Хозяйка: (обращается к колядовщикам) За ваше поздравление, вот вам угощение: пироги да печенье, прянички, конфетки. Кушайте детки!
Мехоноши, подходите, угощенье получите!
(Мехоноши собирают угощение в мешок для гостинцев.)
Хозяйка: Колядкой хвалебной меня благодарите!
(Все вместе исполняют песню «Ай, спасибо хозяюшке за мягкие пирожки»
(На середину зала выходят два ребенка.)
1 Ребенок: Всем кто нас видел!
2 Ребенок: Всем, кто нас слышал!
Все вместе: Доброго здоровья и низкий поклон!
Ведущая благодарит всех гостей за внимание и прощается с ними.
Колядование завершается праздничным чаепитием в группе.
Этот праздник погружает детей и родителей в атмосферу народной жизни, приобщает к историко-культурному наследию, дает возможность ощутить связь и преемственность поколений.
Используемая литература: М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»(М. Просвещение. 1972 г., Г. А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» (Детство-Пресс 2012 г., М. Т. Сборник загадок (М-Просвещение 2006 г. ,О. Субарева Этнокарты. «В гостях у русских людей»(развивающие карточки о жизни,быте и традициях русского народа).А так же материалы,собранные мной в фольклорных экспедициях (Курская область- с. Белица, Плёхово,Будище,Б-Солдатское).