Надежда Лукьянова
Сценарий образовательного события «Экскурсия в Мир русской избы». Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательного события
«Экскурсия в Мир русской избы»
Цель мероприятия: формирование духовной культуры воспитанников через организацию экскурсионной деятельности; вызвать желание познавать культуру своего народа, посредством прямого участия в организации работы мини-музея.
Публикация «Сценарий образовательного события „Экскурсия в Мир русской избы“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Русская изба
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о русском национальном быте;
2. Способствовать возрождению утраченных традиций;
3. Способствовать формированию у детей интереса к истории русского народа;
4. Воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
5. Развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества детей через игровую деятельность, музыкальный фольклор;
6. Развивать память, логическое мышление, воображение;
7. Удовлетворить познавательные интересы по данной теме.
Интеграция образовательных областей :
«Безопасность»; «Социализация»; «Коммуникация»; «Познание»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
Предварительная работа:
Сбор и знакомство с экспонатами музея; заучивание текста экскурсии во взаимодействии с музейными экспонатами; разучивание песен, хороводов, народных игр; рассматривание иллюстраций, дидактические игры, игра на шумовых инструментах (ложки, трещотки, металлофон, треугольник).
Методы:
Репродуктивный (наглядно-словесный) : показ экспонатов и взаимодействие с ними, рассказы педагога и воспитанников;
Игровой: направлен на развитие у дошкольников культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
Оборудование: телевизор, магнитофон; все экспонаты мини-музея, записи народных песен, деревянные ложки для шумового оркестра, 2 короба для коробейников, русские народные костюмы, платки; экспозиция «Ярмарка», шапочка коровы для разыгрывания пьесы по стихотворению С. Михалкова «Как мужик корову продавал»
Участники: дети в русских народных костюмах, хозяйка музея, музыкальный руководитель, гости.
Место действия: всё пространство группы
Ход образовательного события:
Дети в русских народных костюмах встречают гостей в приёмной группы
СКОМОРОХ: Как у наших, у ворот
Собирается народ!
ВСЕ ДЕТИ: На людей посмотреть,
Да себя показать!
ХОРОВОД «Как у наших у ворот»
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот. Девочки выходят и выстраивают круг, мальчики остаются на местах.
Поют все вместе.
Стоял девок хоровод,
Стоял девок хоровод.
Ай, люли, хоровод,
Ай, люли, хоровод. Девочки останавливаются в кругу и поворачиваются к мальчикам.
Меня девки кликалия,
Меня девки кликалия
Ай, люли, кликали,
Ай, люли, кликали. Мальчики поют, а девочки молчат и машут рукой, зовут их в круг
На улицу погулять,
На улицу погулять.
Ай, люли, погулять,
Ай, люли, погулять. Мальчики становятся в общий круг с девочками, поют вместе.
С ребятами поиграть,
С ребятами поиграть
Ай, люли, поиграть,
Ай, люли, поиграть. Дети останавливаются в хороводе
1-ый мальчик выкрикивает: Кто с нами играет,
Тому скучно не бывает!
2-ой мальчик: В пары становись, народ,
«Ручеёк» в игру зовёт!
Дети приглашают в игру гостей, ручеёк движется в группу, останавливается когда «добежит» до входа в мини-музей.
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ и маленькая помощница /в русских народных костюмах/ : встречают гостей у входа в мини-музей с поклоном:
Здравствуйте, гости дорогие!
Гость на порог – хозяину радость!
РЕБЁНОК /маленькая помощница/ :
Поклонимся вам до земли.
Оставьте мысли грустные.
Мы приглашаем всех гостей,
В наш уютный, маленький музей.
Гости входят в мини-музей, рассаживаются на скамеечки.
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ: Музей…
На первый взгляд-простое слово,
Оно и вам сегодня знакомо.
Но в этом простом и незвучном словечке
Частичка души и судьбы человеческой.
Частичка страны и наше наследство,
Где бабушек наших промчалось детство.
Зайдём и мы в покой музея
И насладимся тишиной.
И от прекрасного немея,
Сольёмся с нашей стариной.
Проходите посмотрите вокруг, полюбуйтесь, подивитесь, сколько здесь интересных предметов, а значит и историй. А мои помощники постараются рассказать вам о некоторых экспонатах нашего музея.
Дети-экскурсоводы находятся возле экспонатов
о которых будут рассказывать гостям.
1. РЕБЁ НОК: Наш музей – это экспозиция русской избы. Мы её ласково называем «Горенкой».
Главный в горенке «КРАСНЫЙ УГОЛ». Здесь расположены иконы. :
Глядит икона на входящих,
А Божий свет идёт к нам сам
Он защитит всегда просящих,
Разделит хлеб с ним пополам.
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ: Сажая гостя в «Красный угол», говорили:
«Встречай не с лестью, а с честью».
2. РЕБЁ НОК: Кто скажет, о чё м эта загадка:
Супротив стоит Арина,
Долгий рот свой разиня.
Зимой она всё ест, да кричит,
Зато летом голодная спит!
Подходит к печке, показывает на иконы и нежно поглаживая печь, рассказывает показывая экспонаты:
Главное место в доме занимала ПЕЧЬ, её топили дровами и чтобы они хорошо горели, их помешивали КОЧЕРГОЙ. На печи любили спать старики и дети. Печь обогревала дом и в ней готовили еду в чугунных горшках. Чугунок – это посуда, в которой варили щи, кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная. Есть русская пословица : «Щи, да каша – пища наша!»
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ: А давайте-ка и мы приготовим кашу в нашей чудесной Русской печке.
Воспитатель рассказывает последовательность действий, а ребёнок
/рассказавший о печке/, выполняет.
Печь горячая, надо быть осторожной. Чтобы убрать заслонку на печи надо одеть прихватку, а затем аккуратно убрать заслонку. Горшочек, в котором будет готовиться каша, подхватим ухватом и поставим поглубже в печь, плотно закроем заслонку. Вот теперь, каша приготовится и будет очень вкусной.
3. РЕБЁНОК подходит к столу, показывает на утварь на столе и на
стеллаже:
Деревянные ложки и миски, – посуда, люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды. Еду ели ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.
СТОЛ – одна из основных частей избы. На столе стоял самовар - при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья, пили горячий чай с мёдом, пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
4. РЕБЁНОК проходит в светёлку, на женскую половину, рассказывает и
показывает экспонаты (веретено, ткацкий станок, спицы,
пяльцы, нитки и комочек шерсти, рубель) :
Зимними долгими вечерами хозяйки пряли пряжу, вязали, вышивали, ткали полотно, из которого шили одежды. Гладили одежды деревянным утюгом, который называется – РУБЕЛЬ.
5. РЕБЁНОК подходит к люльке, рассказывает и показывает:
Первой колыбелью для ребёнка была ЛЮЛЬКА – маленькая кроватка для грудных детей, её ещё называли ЗЫБКА. Люльку подвешивали к потолку. Положит мама малыша в люльку качнёт, а сама в это время прядёт или вяжет, да и напевает колыбельные песенки.
Напевает колыбельную песенку, дети-участники помогают.
6. РЕБЁ НОК рассказывает и показывает народные игрушки:
Детские игрушки в старину делали из дерева, из цветных лоскутков, ниток. Любимой игрушкой деток, была, да и сейчас остаётся раскладная, расписная РУССКАЯ МАТРЁШКА.
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ обращается к детям, а затем к гостям:
Благодарю вас, ребята, за помощь и рассказы. Сегодня мы с вами рассказали гостям совсем немного о нашем музее.
Экспонаты музея пополняются. Помогают нам в этом: родители и работники нашего детского сада: что-то привезли, что-то принесли, а что-то и своими руками сделано. Нам предстоит ещё очень много интересной работы по обустройству нашей Горенки.
Неожиданно для гостей слышатся громкие голоса.
ВСЕ ДЕТИ громко зазывает:
Ярмарка, ярмарка,
Удалая ярмарка!
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ приглашает гостей посетить ярмарку.
Гости выходят из музея.
Открывается экспозиция «Ярмарка».
РЕБЁ НОК: /показывает на открывшуюся экспозицию и на игроков/
Здесь добра всего не счесть,
Для любого выбор есть!
Девочки с корзинками громко рекламируют свои товары, проходя по «площади»
1 девочка: Яблочки, яблочки, румяные яблочки
2 девочка: Пирожки румяные,
Пряники печатные.
Налетай, покупай!
Дети разыгрывают пьесу по произведению С. Михалкова «Как мужик корову продавал».
Выходят коробейники, показывают свой товар
1 КОРОБЕЙНИК: Балалайки, и гармошки,
И свистульки, и матрёшки,
Ленты, кружева, игрушки,
Самовары и ватрушки!
1 КОРОБЕЙНИК: Подходите, выбирайте,
Выбирайте, покупайте!
Ложки расписные,
Яркие резные!
Покупатели /участники шумового оркестра/ выбирают свой инструмент и садятся на заранее приготовленные стульчики.
ОРКЕСТР
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ: Живы традиции на Руси, какого б не было пути,
От старины нельзя нам отступать,
Традиции России, нам надо соблюдать!
ХОЗЯЙКА МУЗЕЯ выносит приготовленную кашу в горшочках и предлагает гостям дегустацию каш из Русской печи, попробовать догадаться из чего приготовлены каши.
Рефлексивный анализ увиденного образовательного действия в процессе дегустации.