Светлана Владимировна Зарипова
Сценарий музыкально-литературной постановки по мотивам сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Взрослые: Ведущий
Дети: Дюймовочка, Женщина, Волшебница, Жаба, Сын Жабы, Майский жук; насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела; Мышь, Крот и его помощники, Ласточка, Снежинки, Цветы, Король эльфов, Эльфы
Задачи:
• коррекция отклонений в психоэмоциональном развитии детей с ТНР;
• развитие коммуникативных умений, координации движений, общей и мелкой моторики воспитанников;
• формирование навыков самопознания и самовыражения посредством мимики, жестов, двигательных умений, развития наглядно-образного мышления и воображения;
Публикация «Сценарий музыкально-литературной постановки по мотивам сказки Х, К, Андерсена „Дюймовочка“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Литературные сценарии
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
• развитие интереса и мотивации к театрализованной деятельности посредством использования нетрадиционных техник — пескотерапии, сказкотерапии и музыкотерапии;
• расширение музыкального кругозора и повышение общего культурного уровня детей благодаря использованию музыки разных эпох, жанров, направлений.
Предварительная работа:
• чтение сказки Х. К. Андерсена «Дюймовочка» с последующим обсуждением содержания и характеров героев;
• рисование персонажей и понравившихся сцен сказки;
• разыгрывание отдельных эпизодов сказки в свободной деятельности;
• проведение логопедических занятий на материале сказки : развитие словарного запаса, обогащение просодической стороны речи (темпа, ритма, плавности, громкости, интонационности, четкой артикуляции);
• прослушивание и анализ используемых в действии музыкальных произведений;
• разучивание песен и танцев, выполнение специальных заданий на развитие навыков песенного и танцевального творчества;
• подбор и примерка костюмов.
Оборудование: большой горшок с цветком, цветы в клумбах, лейка; скамейка, чаша с песком, зернышко (для Женщины); большой лист кувшинки (из фанеры); музыкальные тарелочки; крупы, горшочки, зерно (для Дюймовочки); счеты, ящик с песком, игрушки-насекомые, поднос; костюмы персонажей.
(Центральная стена зала задекорирована полотном голубого цвета, на котором прикреплены изображения облаков, ласточек, цветов, эльфов и руины замка сказочной страны.)
Пролог
(В зал входят все участники спектакля и встают врассыпную.)
Ведущий:
Мы Андерсена сказку хотим вам рассказать
И, что умеют дети, раскрыть и показать.
Сказка эта датская обошла весь свет
Про девочку Дюймовочку, милей которой нет.
(Дети исполняют песню «Добрый сказочник Андерсен», муз. и сл. Н. Мурычевой.)
(На сцене — декорации домика с цветочными клумбами. Перед домом стоит большойгоршок с цветком. Женщина сидит на скамейке, вышивает. Затем встает и поливает цветы на клумбах. Звучит музыкальный фрагмент из «Старинной французской песенки» П. И. Чайковского (из сб. «Детский альбом»).)
Ведущий:
В одном селенье маленьком
Жила в уютном домике
Души прекрасной женщина.
Жила совсем одна…
Вздыхала и печалилась,
Грустила в одиночестве.
Слезами умывалась от этого она.
Женщина: Есть у меня хороший дом,
В саду растут цветочки.
Но счастья в доме нет в моем:
Ни сына нет, ни дочки.
Ведущий: Однажды она дом закрыла,
С грустью и тоской.
Отправилась к волшебнице
С просьбой непростой.
(Навстречу Женщине выходит Волшебница с чашей, наполненной песком.)
Женщина: Добрая волшебница, я прошу тебя
Подарить мне крохотное, нежное дитя.
Волшебница: Дам тебе я зернышко — волшебное оно,
Попробуй отыскать в чаше ты его:
Гладкое, овальное, чуть прохладное.
(Женщина находит в чаше с песком зернышко и вынимает его.)
Волшебница:
Маленькое зернышко в горшочек посади,
Полей его водою и терпеливо жди.
(Под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет» (средняя часть) Женщина подходит к большому цветочному горшку, «сажает» в него зернышко и «поливает» его.)
Ведущий:
Прошло немного времени,
И вот из чудо-семени
За лепесточком лепесток
Раскрылся сказочный цветок.
А в нем — о диво-дивное! —
Девочка красивая!
(Из цветочного горшка появляется Дюймовочка и исполняет импровизированный танец под музыку из пьесы К. Дебюсси «Лунный свет».)
Дюймовочка : Здравствуй, мама!
Женщина: Здравствуй, дочка!
Ты откуда?
Дюймовочка : Из цветочка.
(Женщина и Дюймовочка обнимаются.)
Ведущий: Летели годы, мчались дни,
И жили счастливо они.
(Под музыку из пьесы Ф. Шопена «Этюд № 1 ор. 25 „Эолова арфа“» Дюймовочка с Женщиной исполняют импровизированный танец.)
Ведущий: И в мыслях не было тогда,
Что в домик их придет беда…
Однажды ночью девочка спала,
А к ней в окошко жаба прыгнула
И крошку в колыбельке с собою унесла.
(На сцену «выпрыгивает» Жаба, берет Дюймовочку за руку и убегает с ней.)
Ведущий: Хотела, безобразная, сыночку угодить:
На миленькой Дюймовочке бездельника женить.
Сцена вторая
(На сцене — декорации болота, с камышами, кувшинками и фигурками лягушек. На краю болота «спит» Дюймовочка. Звучит пьеса С. Слонимского «Лягушки». На сцену «выпрыгивает» Сын Жабы.)
Жаба: Вот тебе, сыночек, красавица жена,
Худенькая, умная… Ну просто ква-ква-ква!
Сын Жабы: Да, действительно! Девчонка просто блеск!
В жены я возьму ее — бре-ке-кекс!
Жаба: А сейчас поскачем в тину,
К свадьбе приберем ква-ква-квартиру.
(Жаба и Сын Жабы исполняют песню-танец «Ква-ква-ква», муз. Г. Вихаревой, сл. М. Дружининой и Г. Лагздынь.)
Ведущий: Проснулась утром девочка
На листике-тарелочке:
Кругом болото, камыши,
Звала на помощь — ни души…
(Звучит музыка из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (тема 3-го действия). На сцену выбегает Майский жук.)
Ведущий: Вдруг появился Майский жук,
Малышку подхватил и перенес на луг.
(Майский жук с Дюймовочкой убегают. Жаба и Сын Жабы пытаются их догнать.)
Сцена третья
(На сцене — декорации лесной полянки с цветами.)
Майский жук: (обращается к Дюймовочке) :
Заж-ж-живешь со мной,
Будешь мне ж-ж-женой,
Друг друга будем уваж-ж-жать,
С утра до вечера жуж-ж-жать.
Танец «Полька»
Звучит «Детская полька» (муз. А. Жилинского).
Дюймовочка и Майский жук исполняют парный танец:
1-я часть: выставление правой и левой ноги на каблучок; кружение в паре на поскоках;
2-я часть: игра в «ладушки»;
3-я часть: кружение в паре; затем Дюймовочка обегает вокруг Майского жука, стоящего на одном колене.
Ведущий:
Тут на полянке собрались знакомые жука,
Хохочут, заливаются, схватились за бока.
( Выбегают насекомые: бабочки, божья коровка, кузнечик, муравей, пчела. Исполняют танец.)
«Танец насекомых»
Звучит музыка из пьесы «Мазурка» (балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»). Дети исполняют танец:
1-я музыкальная фраза : дети двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе;
2-я музыкальная фраза : выполняют притопы одной ногой и кружение на поскоках;
3-я музыкальная фраза : выполняют скользящие хлопки в ладоши и кружатся вокруг себя на поскоках, держа руки на поясе;
4-я музыкальная фраза : двигаются по кругу поскоками, держа руки на поясе.
1-я бабочка:
Жук дорогой, зачем тебе это убожество?
2-я бабочка:
Нет крылышек совсем и лапок только две,
Нет усиков на голове!
1-я бабочка:
Своих невест у нас есть множество!
(Бабочки исполняют «Песенку Бабочек» (из сб. Т. Э. Тютюнниковой «Бамбара-Чуфара») с использованием музыкальных тарелочек.)
Ведущий: Жук понял все без лишних слов,
Простился он с невестою и был таков.
(Под музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (Модерато из 2-го действия) Майский жук и насекомые выбегают из зала.)
Ведущий:А бедная Дюймовочка опять одна,
В лесу под листиком все лето провела.
Но солнце летнее ушло,
А вместе с солнцем и тепло.
Минула осень, снег кружит,
В застывший лес зима спешит.
(Под музыку из пьесы А. Вивальди «Зима» (концерт «Времена года») выбегают снежинки, исполняют импровизированный танец с султанчиками.)
Дюймовочка : Как холодно! Я голодаю!
Ах, что мне делать, я не знаю.
(Дюймовочка плачет, ежится, притоптывает ногами, чтобы согреться.)
Сцена четвертая
(На сцене — декорации мышиной норы. Мышь сидит за столом и перебирает разные крупы, раскладывая их по горшочкам. Услышав шум, она выходит из норы.)
Мышь (сердито) : Кто там топчет домик мой?
И кто там плачет? Кто такой?
Дюймовочка : Ой, мышка, сжалься, обогрей.
Мышь: Уж в норку залезай скорей!
(Тихо, в сторону.)
Ах, какая красота!
Вот и невеста для соседушки Крота.
(Обращается к Дюймовочке.)
Погрейся, скушай зернышко, а я к Кроту
С хорошей новостью скорей пойду.
(Под музыку из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (средняя часть из цикла «Карнавал животных») Дюймовочка заходит в норку.)
Ведущий: И мышка быстро скрылась в темном коридоре.
А девочке в норе и сытно, и тепло, и отступило горе.
Не догадалась, бедная, пока,
Какая вскоре ждет ее судьба.
Сцена пятая
(На сцене — декорации норы Крота. За столом сидят кроты и считают на счетах.)
Ведущий:
Меж тем в норе Крота кипит работа,
С утра до ночи счет его помощники ведут:
Какой урон и какова статья дохода,
Учитывая курс валют.
(Кроты исполняют импровизированный танец со счетами под музыку рок-н-ролла Э. Пресли.)
Ведущий: А Мышь идет к Кроту с поклоном,
Нашептывая о семейной жизни задушевным тоном.
Мышь: Хочу дать дружеский совет:
Жениться вам пора, сосед,
Невесту я нашла — что надо!
Мила, скромна, а главное — ест мало!3
Крот: О! Это можно обсудить,
Один скучаю, что и говорить!
Хоть и богатству нет числа,
В хозяйстве все ж нужна жена!
(Звучат фанфары из пьесы К. Сен-Санса «Королевский марш львов» (из цикла «Карнавал животных»).)
Ведущий:
Поговорив еще о том о сем,
В мышиную нору они отправились вдвоем.
С невестой жениха пора уж познакомить
И к свадьбе все, что нужно, приготовить.
Мышь:
Вот, Дюймовочка, и твой жених!
Не смотри, что с виду он старик.
Сошьем тебе мы свадебный наряд.
Жених, хоть и слепой, но сказочно богат!
Дюймовочка (испуганно) :
Я под землей без солнца буду жить тогда…
Нет! Не хочу я замуж за крота!
Крот (обращаясь к Дюймовочке, поучительно) :
Ты во всем должна мне угождать,
Кормить обедом, просьбами не утруждать!
А чтоб еда была — учись копать
И разных насекомых собирать.
(Звучит пьеса К. Сен-Санса «Пианисты» (из цикла «Карнавал животных»). Крот и Дюймовочка ищут в ящике с песком игрушки-насекомых и складывают их на поднос, который держит Мышь.)
Крот:
Жуков и червяков ищи жирней,
Нет в жизни ничего вкусней!
(Звучит музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты № 2 к музыкальной драме «Пер Гюнт»).)
Дюймовочка :
Я прошу перед венчаньем
Исполнить вас мое последнее желание:
Разрешите мне наверх подняться,
С солнышком навеки попрощаться.
(Мышь и Крот согласно кивают. Дюймовочка выходит из норы. Продолжает звучать музыка Э. Грига «Песня Сольвейг» (из сюиты № 2 к музыкальной драме «Пер Гюнт»).)
Дюймовочка : Прощайте, горы и поля!
Прощайте, реки и моря!
Прощайте, травы и цветы…
(Звучит вступление пьесы В. Мальковой «Танец птиц». Выбегает Ласточка, кружится по залу, махая руками, как крыльями. Затем останавливается около Дюймовочки, утешает плачущую девочку.)
Ласточка: Дюймовочка! Лечу я в теплые края,
Ты полетишь со мной?
Дюймовочка : О, да!
«Танец птиц»
Под музыку из пьесы В. Мальковой «Танец птиц» Ласточка и Дюймовочка исполняют танец :
1-я часть: Ласточка бежит по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Дюймовочка бежит за ней;
2-я часть: Дюймовочка садится на одно колено, Ласточка встает за ней; Ласточка и Дюймовочка разводят руки в стороны и делают взмахи руками вверх-вниз;
3-я часть: Ласточка и Дюймовочка бегут по кругу, взмахивая руками и кружась, затем выполняют импровизированные движения.
Ведущий: Мелькают страны, города,
И вот — чудесная земля!
Кругом цветы прекрасные растут,
В уютных светлых домиках эльфы живут.
(Звучит пьеса Ф. Шуберта «Вечерняя серенада». Дети-«цветы» исполняют танец (танцевальная композиция из программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.)
Сцена шестая
(На сцене — декорации страны эльфов. Дети-«цветы» располагаются по кругу. В центре — Ласточка, Дюймовочка и Король эльфов. Фоном звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)
Ласточка (обращается к Дюймовочке) :
В этом удивительном краю
Счастье и любовь ты найдешь свою.
Ну, а мне представить позволь:
Волшебной страны этой юный король!
Король эльфов:
Я вашей красотой сражен!
И в вас без памяти влюблен!
Вы всех прекрасней, всех милей!
Прошу женой вас стать моей!
Дюймовочка : О, милый король, не грустите напрасно.
Вашей женою быть я согласна!
(Под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» Дюймовочка и Король эльфов исполняют импровизированный танец.)
Ведущий:
Тут и свадьбу наконец они сыграли,
С цветка на цветок кружились в танце и порхали.
Эпилог
(Все участники спектакля встают врассыпную по залу.)
Ведущий:
Ах, как прекрасно в сказке жить!
Добро и радость всем вокруг дарить!
Чудеса лишь там живут,
Где в них верят, где их очень ждут!
(Участники спектакля исполняют песню «Где живут чудеса?», муз. и сл. О. Чекановой.)