Зенина Ирина Николаевна
«День Матери-казачки». Сценарий мероприятия для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: - продолжать формировать интерес к «малой Родине»;
- расширять знания детей о Матери – казачки, труженице Кубанской земли;
- воспитывать уважение к обычаям своего народа, семье, своей матери;
- развивать чувство гордости за то, что живем на Кубани.
Задачи: - расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края;
- продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани;
Темочки:
- День Матери, ноябрь
- День Матери. Сценарии развлечений
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2024
- способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков;
- вызвать интерес и эмоциональный отклик к народному творчеству;
- воспитывать любовь и уважение к своему краю.
Предварительная работа: знакомство с историей жилья Кубани, с традициями и бытом кубанского народа, беседы с детьми, прослушивание аудио - записи Кубанского казачьего хора. Разучивание народных хороводов, рисунки в семьях.
Материалы : записи с песнями Кубанского казачьего хора, костюмы казачки и казачат, проектор, мультимедийная слайд-презентация «О Кубани», атрибуты для игр, выставка поделок по теме.
Музыкальный зал украшен в кубанском стиле. Дети парами под народную кубанскую музыку входят в зал (воспитатели и дети одеты в кубанские костюмы). Останавливаются у стульчиков и слушают гимн Кубани.
Казачка (ведущая) : Приветствуем вас, добрые люди!
Добро пожаловать, дорогие хлопчики, да девчата!
Красному гостю почетное место!
1 ребё нок: На земле Кубанской гостей мы встречаем,
Крепкого здоровья от души желаем,
Кланяемся низко, полюбить нас просим,
Как говорит обычай, каравай подносим.
Казачка: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте мамы и папы, бабушки и дедушки, гости наши дорогие!
Мы сегодня приглашаем вас на казачьи посиделки.
Среди просторов нашей большой страны есть, край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля - Кубань. А о ком мы сегодня будем с вами говорить, подскажут строки из стихотворения.
2 ребё нок: Казачка-мать, поклон тебе и слава!
Воспета ты и в песнях, и стихах!
Ты заслужила, выстрадала право,
Жить в наших думах, в памяти, в сердцах.
3 ребё нок: Казачка-мать, воспета ты по праву!
Пусть в честь твою бьёт колокольный звон!
России мудрость, верность, гордость, слава,
Прими от нас признанье и поклон!
Казачка : - Ну, что гости дорогие, вы догадались, о ком и о чем сегодня мы речь свою поведём?
- Ну конечно же о Матери-казачке. Женщина в казачьей семье играла важную роль, на её плечи ложились заботы о немалом хозяйстве и воспитании детей. Казачка управляла лошадью, сеяла, убирала урожай и многое другое.
Казачка: Мы хотим поздравить всех Матерей-Казачек. Поклониться до земли, Пожелать удачи! Мать – это самое дорогое и святое на нашей земле. Слово «Мама» и слово «Родина» не разделимы. Ребята вы являетесь потомками казаков
4 ребё нок: Во мне течет казачья кровь,
Мой род с фамилией казачьей,
И в глаз я говорю, не в бровь:
"Я настоящая казачка!"
5 ребё нок: Милые мамы, будьте здоровыми, будьте счастливыми,
Будьте Вы самыми – самыми любимыми.
6 ребё нок: Если мамы дома нет, очень, очень грустно
Если мамы дома нет, то обед не вкусный
7 ребё нок: Если мама далеко, очень детям нелегко
Я скажу вам прямо: берегите маму!
Песня: «Добрая, милая мамочка!»
Казачка: В этот особенный день, казаки отмечают День Матери - казачки. И мы в детском саду празднуем его, так как живём в казачьем крае. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, радость и ласку. Спасибо вам! И пусть каждой из вас чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!
Имя матери бесценно, ей дано высокое предназначение на Земле. Она несёт в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, воспитывает их, создаёт семейное счастье и уют. Хорошее настроение в семье тоже зависит от мамы. Она всегда добра и приветлива.
8 ребё нок: Гуляй да пой кубанская душа
Казачья песня до чего ж ты хороша!
Песня: «Ягодка – кубаночка»
Казачка: Сегодня на нашем празднике присутствует почётный гость, атаман войска казачьего. И сейчас атаман будет слово молвить! (расскажет детям, как жили казаки в давние времена, о нашем городе Тихорецке и конечно о нашем прекрасном Кубанском крае).
Выступление атамана …
Казачка: Рады мы гостям всегда, милости просим! (Дети делают круг, казачата вручают хлеб-соль гостю)
7 ребё нок: Красному гостю – красное место.
Где потеснее, там и веселее (провожают гостя на почётное место).
Песня: «Кубанские казаки»
8 ребё нок: Рады мы гостям у нас, ох, потешим вас сейчас!
9 ребё нок: Будут игры, шутки, смех, развеселим сегодня всех.
Хоровод: «Ой, сад во дворе»
10 ребё нок: Звонкая, нарядная-
Русская, двухрядная.
Заиграет только тронь,
Называется … (гармонь)
11 ребё нок: Расскажу вам казаки,-
В древние века
Дунул тихий ветерок
В трубку тростника.
А казак услышал вдруг
Нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный инструмент… (дудочка)
Казачка: А вот ещё здесь бубны, погремушки. И получился оркестр шумный. Пора вам, музыканты, показать своё уменье!
«Шумовой оркестр»
Казачка: Умели казаки и трудиться, и отдыхать, и веселиться. Ни одно гулянье на Кубани не обходилось без хоровода.
Вот весёлые казачки,
А в руках у них платочки,
Выходите танцевать, Всех нас танцем удивлять.
Хоровод: «На горе-то калина»
Казачка: Издавна на Кубани пословицы и поговорки о матери люди знали.
Дети: 1. При солнышке тепло, при матери - добро.
2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
3. Птица рада весне, а младенец – матери.
4. Материнская ласка конца не знает.
5. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да быстро тает.
6. Сердце матери, греет лучше солнца.
7. Мать кормит детей, как земля людей.
8. Всё купишь, мать богом даётся.
9. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
10. Материнская молитва со дна моря достаёт.
11. Слепой щенок и тот к матери ползёт.
12. Материнская любовь и в воде не тонет, и в огне не горит.
13. Мать всякому делу голова.
Казачка: Тень-тень, потетень, а у нас игра «Плетень», выходи дружнее, становись теснее.
Игра «Плетень»
12 ребё нок: Кубань - земля такая:
Посмотришь - круглый год
Здесь что-то засевают
И что-то убирают
И что-нибудь растёт.
13 ребё нок: Кубань-земля такая:
От хлеба золотая, степная сторона
Друзей она встречает,
И песни им спевает.
Казачка: А борщи какие вкусные, да и не только борщи готовят на Кубани казачки. Так какие же блюда подскажите родители, поделитесь с нами своими рецептами.
Игра с родителями : «Угадай и назови, рецепты кубанских блюд»
(вызываются команды пап и мам, друг другу команды загадывают перечисляя ингредиенты, команда напротив называет блюдо, затем меняются)
14 ребё нок: Где-то трубы заиграли
Среди шелеста полей.
Казаченьки оседлали
Вороных своих коней.
Казачка: С давних времен казаки - кубанцы были храбрыми защитниками России, защищали семьи свои и казачек. Они были самыми лучшим войском в Русской армии - быстрые, смелые, ловкие, никогда не расставались с лошадьми, любили лошадей, ухаживали за ними. И верный конь всегда спасал казака в трудную минуту:
15 ребё нок: - Казак без коня, что дым без огня;
-Хвала коню, и слава казаку.
Казачка: Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение:
если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили:
«Не плачь, казак, атаманом будешь!»
Казачка 1: Наши бравые кони устали, давайте их напоим.
Игра с папами и мальчиками «Напои коня».
16 ребё нок: - Я видал, как на Кубани,
Всяк народ - и стар и млад,
Как услышит гармониста,
Плясать и петь скорее рад.
Даже бабушка моя
Сегодня не зря пришла сюда
Весёлые частушки от бабушек (исполнение частушек бабушками)
17 ребё нок: Льются песни, шутки, смех,
Ведь живется на Кубани
Нам, ребята, лучше всех!
18 ребё нок: Моя Кубань горы и моря,
Моя Кубань щедрая земля.
Моя Кубань гордый твой народ
Тебя своей любимою зовёт.
Ты цвети, моя Кубань
Становись всё краше
Не уронит, честь,
Поколенье наше.
Песня: «Мы с тобой казаки»
Казачка: В заключение развлечения предоставляется слово - напутствие нашего гостя атамана.
(Дети дарят цветы и каравай в знак благодарности).
Казачка: Вот так праздник получился!
Каждый тут повеселился!
А теперь пора всем нам
Расходиться по домам!
Пояснительная записка
К проведению открытого мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по теме: «День Матери - Казачки».
В МБДОУ №8 «Алёнушка» совместное открытое мероприятие с участием атамана, родителей и воспитанников подготовительной группы общеразвивающей направленности «Непоседы» посвящённое Дню Матери-Казачки провела педагог Зенина И. Н. Сценарий по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность, построен с учётом принципов системности, доступности и преемственности.
Сценарий обеспечивает подбор наиболее актуальных для детей дошкольного возраста знаний и соответствует требованиям ФОП. Подобраны инновационные методы и формы организации работы с детьми, родителями и представителем казачества, которые оптимально соответствуют возрасту детей и поставленным целям в развитии личности.
Сценарий позволяет решать следующие цели и задачи:
Цели:- продолжать формировать интерес к «малой Родине»; расширять знания детей о Матери – Казачки, труженице Кубанской земли; воспитывать уважение к обычаям своего народа, семье, своей матери; развивать чувство гордости за то, что живем на Кубани.
Задачи: - расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края; продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани; способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков; вызвать интерес и эмоциональный отклик к народному творчеству;
воспитывать любовь и уважение к своему краю.
Данное мероприятие позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка и сплотить семьи воспитанников, является комплексным продолжением и закреплением темы предварительной работы, расширяет кругозор дошкольников. Содержание соответствует ФГОС, мероприятие построено в познавательной, игровой форме.
Использование здоровьесберегающей технологии в празднике обеспечило поддержание работоспособности и активности детей. Структура мероприятия логична, соответствует методическим и санитарно – гигиеническим требованиям. Использованы приемы, которые позволили создать эмоциональный настрой детей. На данном мероприятии дети охотно участвовали, проявляли не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Особенно хочется отметить разнообразие содержания праздника, проявление педагогом выдумки, творчества, фантазии при подготовке к данному мероприятию.
В предварительной работе родители-дети-педагог организовали в музыкальном зале детского сада мини-музей культуры Кубани. В предварительной работе с детьми в презентации дети ознакомлены с историей жилья Кубани, с традициями и бытом кубанского народа, проводились беседы с детьми, прослушивание аудио - записи Кубанского казачьего хора. Разучивание народных хороводов, рисунки в семьях.
Подбор материала - благоприятный фон для активизации познавательной деятельности через развлечение.
Праздник начался с гимна Кубани, стихов детей, в руках которых на рушнике хлеб с солью, каравай.
Для эмоционального восприятия материала использовалась наглядность, компьютерная технология. Использование наглядности и презентации дало возможность лучшему усвоению материала.
Шумный и веселый праздник, организованный педагогом, доставил детям и родителям хорошие впечатления, радость. На протяжении всего развлечения ребята читали стихи о Кубани, о Матери-Казачке, исполняли песни Кубанского Казачьего хора, прослушали Гимн Кубани, вспомнили пословицы и поговорки, водили хороводы, исполняя танцевальные движения (присядка, ковырялочка и др.).
В сочетании с педагогическим опытом, творческим подходом к мероприятию, развлечение получилось насыщенное, веселое, значимо интересное и увлекательное как для воспитанников, так и для их родителей.
Результативность и значимость мероприятия заключается в том, что педагогические находки, нетрадиционные методы и приемы работы с детьми и родителями, способствуют узнать, запомнить и закрепить много интересного, нового, полезного, что обогащает речь, даёт знания о наших исконных народных обычаях и традициях. Посредством народной культуры дети познают народный уклад жизни, свои корни.
Данные методы и приёмы развивают у детей духовно-нравственные качества личности, навыки культурного поведения, общечеловеческие ценности воспитания, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, расширяет кругозор. Всё то лучшее, что создано веками наших предков, данный вид инновационной технологии с участием взрослых, позволяет возвратить подрастающему поколению знания, как жили их деды и прадеды.