Анна Михайлова
Сценарий концерта для учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы- учащиеся и преподаватели ДШИ Шахтерского района — пришли к вам в гости, чтобы пригласить вас к нам обучаться игре на различных инструментах и не только. (Рассказать об отделениях ДШИ)
Преподаватель: давайте вместе с вами отправимся в путешествие по времени и узнаем о нашем любимом музыкальном инструменте – фортепиано.
Преподаватель: Ребята, посмотрите знаком ли вам этот инстурмент, который стоит у нас в классе? Как он называется?
Дети: Это – пианино, фортепиано.
Темочки:
Преподаватель: Конечно, этот инструмент знаком вам еще со времё н пребывания в детском саду: все музыкальные занятия, утренники, праздники проходили под сопровождение фортепиано. Возможно, у кого-то из вас или ваших друзей такой инструмент есть дома и кто-либо из ваших родственником умеет музицировать.
Думаю, что вы со мной согласитесь в том, что с фортепиано приходится встречаться гораздо чаще, чем с другими музыкальными инструментами, например, флейтой, саксофоном, арфой.
Преподаватель: Фортепиано вам хорошо известно, а что вы можете о нём рассказать?
Дети: На нём можно играть. У него белые и чёрные клавиши.
Преподаватель: Фортепиано всегда было очень популярно. Те, кто хочет научиться играть на этом инструменте, приходят в школу искусств и поступают на исполнительское отделение, инструмент фортепиано. Ребята, а вам интересно узнать о том, как проходят занятия по фортепиано?
Преподаватель: Наши уроки необычные: ученик не сидит за партой, и у нас в классе нет доски, на которой решают примеры. На уроке есть только один ученик. У каждого – свои задачи и своя программа. Каждый ученик играет произведения, подобранные специально для него. Только ему одному преподаватель объясняет новый материал, проверяет его домашнее задание, помогает исправить недочёты, хвалит за удачи и радуется его успехам. На таком уроке невозможно отвлекаться, шалить, бегать по классу. Преподаватель сидит рядом с учеником и делает всё для того, чтобы ученик подружился с клавиатурой. Клавиатура необходима не только для работы за компьютером. Клавиатура – набор белых и чёрных клавиш – это важная часть таких инструментов, как рояль и пианино.
Рассказ ученицы: Рояль можно увидеть в концертном зале, во дворце культуры, в музыкальной школе, на экране телевизора. Он большой и важный, стоит на почётном месте – на сцене. В торжественных случаях у него поднимают верхнюю крышку и, тогда рояль принимает королевский вид.
Пианино гораздо скромнее своего “знатного” родственника. Оно занимает меньше места, да и звук у него слабее, чем у рояля. Но и на рояле, и пианино играют совершенно одинаково. ДЛя них написаны одни и те же произведения - “Пьесы для фортепиано”.
Сейчас в исполнении
Л. Лонгшамп-Друшкевич «Из бабушкиных воспоминаний», исп. Костюк Вероника, 2 класс
2. Э. Сигмейстер «Ковбойская», исп. Григорьев Эльдор, 1 кл
3. Д. Шостакович «Марш», исп. Королёва Александра, 1 кл
4. И. Беркович «Игра», исп. Дурина Полина, 1 кл
Преподаватель: Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь, откуда такое странное название “Фортепиано”?
Дети: Фортепиано – значит форте – громко, а тихо – это какое-то другое слово.
Преподаватель: Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем отправиться в путешествие в далёкое прошлое…
Очень – очень давно в древней Греции жил учёный Пифагор. С тех пор прошло много столетий, а теорему Пифагора до сих пор изучают в школе на уроках математики.
Известно, что Пифагор был не только велики математиком, но и блестящим музыкантом. Проводя опыты со струнной, Пифагор заметил, что если её сильно натянуть, то струна начинает звучать. Для своих исследований Пифагор построил полуинструмент – полуприбор – монохорд. Это был продолговатый ящик с натянутой поверх него струной. Было замечено, что если струну зажимать в разных местах, то происходит изменение звука.
Преподаватель: Шло время…Другие музыканты пробовали добавлять к одной струне дополнительные струны—сначала две, затем три, четыре…
Изменился и внешний вид монохорда – ящик ста плоским, чтобы во время игры его было удобно ставить на колени. Исполнять музыку на монохорде можно было разными способами:
Защипывать струну пальцем;
Надевать на палец металлическое полукольцо, чтобы усилить звук;
Ударять по струне деревянными палочками или молоточками, обтянутыми кожей (подобно игре на металлофоне).
5. С. Майкапар «В садике», исп. Темно Татьяна, 2 кл
6. С. Майкапар «Вальс», исп. Дидычук Кристина, 2 кл
7. И. Блинников «Полька трёх поросят», исп. Борошниъа Полина, 3 кл
Преподаватель: Скажите, дети, у вас есть родственники?
Дети: Да. Мама, папа, сестра, бабушки.
Преподаватель: Будем считать, что монохорд – самый дальний “родственник” нашего инструмента. Прошло немало лет, пока неизвестный мастер не пристроил к монохорду клавиатуру. Таким образом, получился новый инструмент клавикорд. Перевести дословно это название можно так – клавишеструнник. Это ещё один из “родственников” нашего фортепиано. Его история началась почти 900 лет назад.
Преподаватель: В отличие от монохорда, который во время игры находился на коленях, новый инструмент ставили на стол или подставку. Позднее к корпусу прямоугольной формы приладили ножки. Размеры клавикорда – от малых, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной полтора метра. Звук на клавикорды получался так: в конце клавиши укреплялась металлическая пластина – лангет, который при нажатии клавиши касался струны. Играли на клавикорды осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише; отсюда тёплое, нежное и выразительное звучание. Чтобы хоть немного усилить громкость, достаточно было чуть – чуть раскачивать клавишу. Клавикорды был дорогим инструментом: корпус изготовлен из ценных пород древесины, украшен резьбой и золочёными узорами.
Преподаватель: Клавиатура клавикорда отличалась от клавиатуры фортепиано тем, что чёрные клавиши встали на место белых, а белые на место чёрных. И это было не случайно - на тёмной клавиатуре изящнее смотрелись руки музыкантов, обычно это были знатные дамы.
Во времена известного немецкого композитора Логана Себастьяна Баха клавикорды был распространённым инструментом на котором играли в домашнем кругу и именно для него были на писаны им многие произведения.
В исполнении ученицы 2 класса Поповой Полины прозвучит “Менуэт” И. С. Баха
Преподаватель: Для больших концертных залов клавикорды не годился – не хватало силы звука, в отличие от его другого “родственника” - клавесина.
Клавесин появился позже клавикорда. Первый инструменты были четырёхугольной формы и напоминали по внешнему виду клавикорд. Гораздо позже клавесин приобрёл треугольную форму. Звук получался при защипывали струны пёрышком, находившимся на брусочке – толкачике, который, в свою очередь, был расположен в заднем конце клавиши. Звучание клавесина звонкое и блестящее, но мало певучее и менее выразительное, чем у клавикорда. Громкость звука не зависела от силы удара по клавише.
Для того, чтобы разнообразить звук, мастера изготовляли инструменты с двумя, а иногда с тремя клавиатурами, у которых была разная громкость.
Преподаватель: Согласитесь, что играть на нескольких клавиатурах было неудобно.
Само время подсказывало: необходим такой инструмент, на котором можно исполнять музыку от тихой и трепетной до громкой и торжественной.
И такой инструмент был сконструирован итальянцем Бартоломео Кристофори.
Для нас кажется привычным то, что на одном инструменте одновременно можно исполнять громкую и тихую музыку, а в то время это было новшеством. Такие инструменты называли фортепиано (по-итальянски форте — громко, пиано — тихо). Казалось, что все музыканты сразу начнут осваивать новый инструмент. Однако, первые конструкции не понравились исполнителям: звучание было грубым, неуклюжим, звуки, хоть и разной громкости, плохо складывались в мелодию. Музыкальным мастерам на протяжении следующих ста лет пришлось дорабатывать механику фортепиано, пока оно не превратилось в такой инструмент, какой мы имеем сейчас, на котором можно сыграть любые по настроению мелодии: и ласковые, и нежные, и озорные, и задорные, а так же бодрые и решительные.
Такова история фортепиано.
А сейчас для вас прозвучит
9. А. Балакирев «Полька, исп. Палагицкая Алина, 7 класс
10. В. Коровицын «Домереданс», исп. Аллахвердиева Лейла, 7 класс
Преподаватель: Ребята сейчас мы познакомим вас с еще одним инструментом, родственником русского народного инструмента балалайки. Может кто-то из вас знает о каком инструменте пойдет речь?
Преподаватель: Ребята, это-домра.
“Домра — инстурмент важнейший,
Красивый, с голосом нежнейшим.
Когда ты струн её коснёшься,
В старинный мир перенесешься. ”
В исполнении ансамбля преподавателей Шаимовой Л. И. И Трахиной Н. Н. прозвучит
11. Рус. нар. песня в обр. И. Иванова «Жёлтый лист»
Преподаватель: В заключении нашего концерта загадаю вам загадку :
Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут… (Вокал). Слово книжное “вокал” Как бы проще ты назвал?
Преподаватель: Правильно, пение. В нашей школе ребята обучаются искусству красивого пения.
В исполнении учащихся младшего хора
Для вас прозвучат песни
12. муз. Бойко, Сл. А. Михайловой «Сны»
13. муз. Дубравина, сл. В. Суслова «Сыны полков»
Преподаватель: Наш концерт подошёл к концу и мы хотим сказать вам - “Добро пожаловать в чудесный мир искусства!”. Ребята, если вам что-то понравилось, то всю необходимую информацию вы и ваши родители сможете найти на 1-м этаже здания вашей школы. Выбирайте понравившийся инструмент или какое-то другое отделение и приходите в месте с родителями к нам поступать учиться. Будем вас ждать