Мая чупина
Сценарий к празднику «Лопшо Педунь вспоминает» для подготовительной группы детского сада и начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Лопшо Педунь вспоминает…», сценарий для подготовительной группы детского сада и начальной школы
Цель занятия: – изучение истории и культуры родного края через мифического героя Лопшо Педуня.
Образовательные задачи занятия: обобщить и расширить знания детей о мифических существах удмуртского народа;
Темочки:
Развивающие задачи: : активизировать познавательную деятельность детей через различные формы
Развивать воображение,интерес к мифическому герою и существам;
• Воспитательные задачи: воспитывать и привить любовь и бережное отношение к родному краю, к его народам, сохранение материальной и духовной культуры народов Удмуртии.
Оборудования: ноутбук, песьтэр, стол, накрытый со самотканой скатертью, наставленный кухонной утварью.
Ход занятия: Выходят Лопшо Педунь и ведущие, они одеты в старинный удмуртский наряд.
Лопшо Педунь (переодетый воспитатель) : Здравствуйте, гости и милые дети, цветочки наши! Слышал-слышал, вы сегодня обо мне рассказываете, поэтому решил к вам прийти. Посмотрите целый песьтэр загадок и сказок принёс. Хочу о себе рассказать. «Слишком «большие грамотеи», гораздые на всякие затеи, уверяют, что меня не было и нет. Я вовсе не обижаюсь, когда рисуют меня в виде рыжего старичка- острячка с блюдцем чая, или массовика-затейника в синем или зеленом галифе и соломенной шляпе. Напротив, охотно подтверждаю: всё- это я, я – сам народный смех. А нравы моего народа исстари были склонны к веселью, нежели к печали.
Ведущий: Зд-уй, Лопшо Педунь! Как тебя не узнать1 Родился ты на удмуртской земле давным - давно. Душа у тебя молодая и задорная, хотя 300 лет прошло, но ты не постарел. Пословицы и поговорки, шутки и загадки, весёлые песни, удивительные сказки, мифы и легенды –всё исходит от тебя. Лопшо Педуня. Открой свой песьтэр и расскажи, что там прячешь?
(Л. П. открывает свой песьтэр и достаёт разные листочки с записями, листочки из старой бумаги)
Л. П.
О временах древних я сейчас расскажу,
О временах далёких постараюсь пропеть.
Слова сказанные, песня исполненная мною
В моём детстве старики исполняли,
Рассказывали предания, песьтэр спрятали,
Песьтэр на узел лыком завязали.
К легенде – к древнейшему жанру устного народного творчества – примыкают мифы. Любознательность древних удмуртов распространялась не только на первопричинного возникновения земли и неба, но и другие окружающие его явления: бури, грозы, неурожай, болезни. Не зная истинных причин, люди объясняли это вмешательство существ в чём –то подобных человеку, но более сильных… Так фантазией народа создавались мифы о сверхъестественных существах.
(Ведущие подходят к песьтэру и просят прочитать записи)
1-й: Ты нам дашь посмотреть рукописи (Л. П. соглашается)
1-й: Главные божества удмуртов – Инмар, Кылдысин и Куазь. Первый означает «что на небе», ин – небо, мар – что; Престол Инмара – солнце, одежда – облака. Инмар давал свет и тепло, Кылдысин живёт на земле, от него зависит урожай или неурожай. Кылчин – хлаб и прочее пропитание. Куазь управляет погодой.
Л. П. У Удмуртов было множество других божеств.
2-й:В воде хозяином был вумурт (водяной, вукузё (хозяин воды) и вупери (дух воды). Они добры и наделяли богатым урожаем рыбы, но обидясь лишали улова, даже перетаскивали озёра на другое место.
1-й: Гуще всего был населён лес мифическими существами. Нюлэсмурт – лесной человек, нюлэскузё – хозяин леса, палэсмурт – половинчатый. Одноглазый великан и другие. (Нюлэсмурт (переодетый)рассказывает о жизни леших и сказку «Охотник и нюлэсмурт», стр. 76-77) Приложение
2. гидмурт (гид хлев, мурт - человек);
(Выходит переодетый домовой, танцует по медленную музыку и рассказывает, затем банник танцует под быструю музыку)
Л. П. Все они вокруг удмуртов жили.
(Л. П. достаёт из песьтэра другую рукопись и картину крезя)
Л. П. Это древнейший удмуртский музыкальный инструмент крезь.
(стих. Владыкина про крезь)Приложение
Мелодия Небесной Росы
Удмуртская легенда
Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз – мать Леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму.
Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудор-Куз. Ель умерла.
Но пришёл человек и оживил её. Он сделал из неё Гусли-Крезь и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились Быдзым Крезь – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтобы их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур» – «Мелодию Небесной Росы», Небо плакало дождём
Л. П. Под этот инструмент пели, хороводы водили и играли (Зазег уя, чож уя)
( Игра : Кык, тямыс – дас куать
Кыкнамы ик одиг кадь. (Л. П. играет с ними)
Л. п. Вы теперь знаете много мифических существ удмуртов. В моей молодости под крезь пели, и сейчас люблю слушать этот Музыкальный инструмент, но слова песни стал забывать. Вспоминаются разные случаи. Хочу рассказать вам историю, как я проучил Лентяя Митяя.
(Сценка «Как лопшо Педунь проучил Лентяя»)
Вспомнился мне история с купцом, как я проучил.
(Сказка «Алчный купец», стр. 304)
Л. п. Много разных веселых истории происходило со мной, но остальные расскажу следующий раз, а теперь мне пора идти в другую школу и рассказать про волшебный песьтэр. (Складывает рукописи и картину крезя, закрывает и уходит)
Ведущий и дети попрощались.
Ребята, какой герой приходил к нам сегодня? (Л. п.)
Как называется сумка, где хранятся древние рукописи? (Песьтэр)
Как называются главные божества удмуртов (Инмар и Кылдысин)
А где живут Инмар и Кылдысин?
(Приложение)
Сценка «Как Лопшо Педунь исправил лентяя»
Лопшо Педунь стоит посреди улицы, окружённый 4-мя мужиками. Все громко смеются.
1-й: Ой, насмешил, Педунь.
2-й: Теперь целый день будет живот болеть от смеха.
3-4-е: (поддакивают) да-да.
Подходит к ним Лентяй Митяй и спрашивает:
Лентяй: Что вы смеётесь?
3-й: А вот Педунь рассказывает как проучил неисправимого лентяя.
Лентяй: Научи меня,Педунь, так всех смешить, как ты! Я бы тогда только веселил народ, а меня все за это чем-нибудь угощали, как тебя.
Лопшо : А чем ты хочешь, чтобы тебя угощали?
Лентяй: А тем, чем тебя угощают, например киселём.
лопшо Педунь (в сторону) :«Киселём ли?»( смотрит Митяю в глаза и говорит улыбаясь:
Э, брат Митяй, очень трудно смешить людей, и (серьёзно)притом тут есть большой секрет.
Лентяй: Как бы ни было трудно, Педунь, буду стараться. Открой, друг, секрет?
Лопшо : Ладно, только одному тебе открою свой секрет. Слушай меня внимательно. Сейчас у нас весна, так ведь?
Лентяй: Ну,да!
Лопшо : К концу осени, ли к началу зимы заработай 200 тысяч рублей и ни копейки на себя не трать и не пей! И тогда ты сможешь всех рассмешить!
Лентяй преобразился и начал работать непокладая рук с рассвета до темноты: навоз возил, картофель и другие овощи посадил, хлеб вырастил и на осеннюю ярмарку повёз продавать. Выручил 200 тысяч рублей. Приезжает с ярмарки и сразу направляется к Педуню.
Лентяй: Ну, Друг Педунь, я все твои условия выполнил, теперь открой свой секрет, как смешить людей?
Педунь : Митяй, разве ты не понял, тем что ты работал непокладая рук, ты всех уже рассмешил.
(Лентяй чешет затылок)