Татьяна Тищенко
Сценарий к 9 мая «Нам завещана память и слава!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- воспитание любви к Родине, к жизни;
- воспитание человечности;
- расширение кругозора учащихся;
- развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;
- пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.
1. Вступительное слово.
Публикация «Сценарий к 9 мая „Нам завещана память и слава!“» размещена в разделах
- Весенние календарные праздники
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2019
Вед. 1 : Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Вед. 2 В этом году наша страна будет отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. С каждым годом всё дальше во времени тот памятный день победной весны 1945 года, и с каждым годом он всё ближе к нашему сердцу. Победа в Великой Отечественной войне – подвиг и слава нашего народа. Спустя десятилетия, 9 Мая для всех нас остается одним из самых значимых, самых почитаемых дней.
Вальс выпускной (танцуют девочка с мальчиком)
Вед 1 Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Вед2 Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг суровый голос Левитана:
Внимание! Товарищи, война!
(голос Левитана – фонограмма)
Звучит песня «Священная война». На её фоне дети читают стихотворение
Дети «Давайте вспомним о войне…»
Давайте вспомним о войне,
Как в нашей с вами стороне
Обижен был и стар, и млад,
Когда пришёл на землю враг.
Да погорюем мы о том,
Как горе постучалось в дом,
Леса горели и поля,
Казалась мёртвой вся земля.
Всё будто умерло навек,
И что такое человек,
Казалось, уж не вспомнить им,
Забитым и полунемым.
Неволей скованы сердца,
Беде и скорби нет конца.
Лишеньям, голоду, нужде
Пришлось осесть в людской судьбе.
То было в маленьком селе
На нашей дорогой земле…
Что пережито, не забыть,
Но надо, надо было жить!
Растить детей и сеять хлеб,
Мечтать, что через много лет
При мирной жизни на земле
Наступит счастье в том селе.
Пусть будет с миром каждый дом!
Но не забудем мы о том,
Запомним накрепко однажды,
Что раньше пережито каждым.
Помянем прошлое, как сон,
В строках и песнях грустный звон
Звучит пускай, не торопясь,-
Помянем всех, благословясь.
Давайте вспомним ту войну,
Былую эту боль запомним,
Как наш народ спасал страну
И миром нашу жизнь наполнил.
Вспоминаем эту ночь и в этот час
Взрыв,
Что солнце погасил в кромешной гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём.
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
(М. Луконин «Напоминание»)
Вед. 1
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Чтец: Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили,
Живыми вернуться не все.
Вагоны идут по России,
По травам её, по росе.
Вед2 И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
Читают девочки
Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики (сценка0
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки.
Постарайтесь вернуться назад.
Хроника военных лет
Вед: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».
К зиме 1941 года захватчики продвинулись в глубь страны на 850 – 1200 км.
В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и сёла.
Гитлеровцы имели не только хорошо оснащенную армию, но и военный опыт. Они одержали накануне победу в Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Гитлер и его армия хотели завоевать СССР также быстро. Но тут их расчеты не оправдались. Наши солдаты героически давали сопротивление.
От Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг двигался с тяжелыми боями и всюду встречал сильное сопротивление. Сильный отпор получили противники под городом Ельней. В это время активный натиск немецких войск был немного приостановлен.
Затем враг снова стал прорываться в центр страны, и был уже на подходе в Москву. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Отдельные разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия захватить Москву закончились полным провалом. Наши войска остановили гитлеровцев. И немцам пришлось отступить. Это было первое крупное поражение врага.
Тяжелые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Санкт – Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания.
От сильного голода и холода, частых обстрелов и бомбежек, погибло почти 850 тысяч человек. Но врагу так и не удалось сломить до конца великий город. 27 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.
Чтец: Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё! Он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела,
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
«Ну, так и есть – мотор заело».
Ремонт на пять минут – пустяк.
Поломка эта - не угроза.
Да рук не разогнуть никак.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от моторов
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони,
А он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и дымом пополам.
(О. Бергольц)
Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Чтец: Война велика, бесконечны полы,
Дороги, как старые песни длинны,
И ходит беда, и тоскует земля,
И воет волчицей ветер войны.
Звучит песня
Вед. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.
Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.
Вед. Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые:
На левый флаг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.
Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.
Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Ведущий 2: Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Ведущий 1: В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда. Никогда!
Ведущий 1: (зажигает свечу)
На экране портреты пионеров героев
Ведущий 1: Леня Голиков!
Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.
Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Ведущий 1: Зина Портнова!
Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
Ведущий 1: Марат Казей!
Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.
Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
Вед. 1: Юные безусые герои!
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль в глазах сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий 2: Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, мягком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»
Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. травили газом, закопали живыми, увозили на каторгу в Германию. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.
Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек. 5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.
Выступление ветерана войны Юговой Елены Федоровны (была в концлагере
На экране «Слова на мраморе в Хатыни»
(ведущий их читает) Фонограмма «Бухенвальдский набат»
Ведущий 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались с детством навечно.
Минута молчания.
Фонограмма «Никто не забыт»
(Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)
Стихи:
1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
3: По рассказам и книжкам я слышу войну
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
Фонограмма «Нам мир завещали беречь» (Ю. Чичкова. М. Пляцковского)- танец
Ведущий 1: На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!
Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь- символ мира» для подарков ветеранам
Песня «Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.
Ведущий 1:
Дети! Им лучше всех на свете!
Дети… за счастье их все в ответе.
Скажите, что было б на свете,
Если б исчезли все дети?
Черные, белые, желтые дети?
Мирно должны жить на нашей планете.
Ведущий 2:
Да будет светлой жизнь детей!
Как светлый мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!
Фонограмма «День Победы»
(Д. Тухманова, В. Харитонова)
Ведущий 1: Прошла война, прошла страда.
Ведущий 2: Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки!
Вед 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт»
(А. Новикова, В. Харитонова)
На экране слова «Памяти павших будем достойны»
Ведущий 2: Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колено пред памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, ничто не забыто.
Ведущий 1: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет!
Ведущий 2: Минута молчания…
Склонитесь, и молод, и стар.
В честь тех, кто за счастье,
Кто жизнь ради жизни отдал.
Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.
Дети войны-
И веет холодом,
Дети войны-
И пахнет голодом.
Дети войны-
И дыбом волосы-
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими
И не советскими.
Их кровь алеет
На плацах маками,
Трава поникла-
Где дети плакали. -
Дети войны-
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)
Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом.
Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город - Волгоград). Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек.
Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина.
Страшась сокрушительного поражения, Гитлер и его ближайшие помощники покончили жизнь самоубийством.
Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом закончилась. С этого времени дата 9 мая - считается великим праздником Победы.
Советская армия освободила не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны. Победа нам досталась ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек.
Каждый год 9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам.
Во всех храмах России 9 мая проводятся поминальные службы.
Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.
3. Заключительное слово.
Воспитатель. Время берет своё, уходят ветераны от нас, и наша задача состоит в том, чтобы сохранить страницы истории по воспоминаниям тех людей, которые непосредственно участвовали в этих событиях.
Звучит песня «День Победы».
Стихотворение читают дети.
1 ребенок. Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
2 ребёнок Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
И пусть не будет войны никогда!