Лариса Боглачева
Сценарий интегрированного детского фольклорного праздника «Пришла коляда-отваряй ворота» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Колядки.
Задачи:
1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры.
Публикация «Сценарий интегрированного детского фольклорного праздника „Пришла коляда-отваряй ворота“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2017
2. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
3. Развитие связной речи через разучивание колядок, рождественских песен в подготовительной группе.
4. Объединение русских народных игр с логопедическими играми на активизацию и обогащение объема словаря, развития мелкой моторики, развитие внимания и мышления.
5. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
6. Развитие навыков восприятия, взаимодействия и общения воспитанников детского сада.
7. Развитие у воспитанников физической активности, повышение мышечного тонуса.
Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.
Индивидуальная работа с родителями и детьми: Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.
Материал: канцелярия (карандаши, ножницы, клей, бумага, краски, костюмы, маски героев, животных, канат, мягкие кубики. пирамидки, вырезные буквы.
Участники: учитель-логопед, воспитатель, воспитанники подготовительной группы, дошкольники других групп.
Ход мероприятия
(воспитатель знакомит детей с традициями праздника)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?
Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных.
Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным.
Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.
Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи.
Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.
А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.
Главными героями на колядках были:
Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками.
Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Его обязанность – нести большой колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему приходилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим: конфеты, печенье, деньги и т. д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизировал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.
И конечно же ряженные. Это все остальные, кто ходит по домам и поет колядки, желает хозяевам добра.
13 января, в нашей группе пройдет праздник «Пришла коляда-отворяй ворота», мы с вами нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.
2 часть
ход мероприятия
Поют все ряженные: (когда идут из группы в «гости»)
+++
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи,
Весть вам добрую несем,
Без гостинцев не уйдем!
+++
Колядуем, колядуем
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощайте пирогом.
+++
Дети ходят по домам,
Угощенье дайте нам!
Пожелаем вам удачи
И здоровьица в придачу!
+++
(Ряженные доходят до группы, открываем дверь)
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
Пришли ряженные,
Все накрашенные.
Будем Вас развлекать.
Настроенье поднимать!
Воспитатель, спрашивает у хозяйке группы : «Можно ли начать колядки?»
Ребенок
Пошла коляда
Из ворот в ворота.
Посреди двора остановимся
Остановимся да поклонимся.
Воспитатель
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Здравствуйте, ребята!
Щедрый день, добрый день!
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Воспитатель
Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
А как первая звезда, да Нина Васильевна.
(Колядующие называют по имени воспитателей тех групп, куда они зашли).
А вторая звезда — Татьяна Алексеевна,
А третья звезда — помощница ваша,
Вера Сергеевна (называют по имени нянечку).
А деточки-то, что часты звездочки,
Один другого краше.
Все вместе.
Слава вам! Слава!
Ребенок
Помогаю маме я.
Колядую я с утра.
Пожалейте деточку,
Дайте хоть конфеточку
Ребенок
Калидым, калидым я у батьки один,
Меня батька послал,
Чтоб я хлеба достал.
А я хлеба не хочу, подавайте колбасу,
Не дадите колбасу, я всю хату разнесу.
Ребенок
Вы детей не прогоняйте.
А вкуснее угощайте!
Дайте сушек и баранок,
И какой-нибудь подарок.
Воспитатель
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
Не подашь пирогов-
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых!
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Воспитатели других групп с детками благодарят колядующих и дают гостинцы. (Дети получают гостинцы, говорят спасибо и уходят)
Воспитатель
С Новым годом поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница,
И горох, и чечевица!
На столе – всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Вам желает коляда
Счастья, радости добра.
3 часть
ход мероприятия
(Праздник продолжается в музыкальном зале для детей подготовительной группы. Дети проходят в муз. зал и садятся на стульчики)
Учитель-логопед
Ну что Вы, хитрые ребятки.
Как прошли колядки?
Дети – «хорошо!»
Учитель-логопед «А отгадайте –ка загадки!»
Загадки.
1. Голодна – мычит.
Сыты – жует,
Малым ребяткам молоко дает. (корова)
2. Кто не в жару, не в стужу
Не снимает шубу. (овца, баран)
3. Спереди пяточек,
Сзади крючок, посередине спинка,
На спине щетинка. (свинья)
4. На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)
5. Кто имеет пяточек,
Не зажаты в кулачек (свинья)
6. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит Ме-ме-ме,
Дайка вкусной мне – е - е (коза)
Учитель-логопед
А теперь игра такая кто сильней, сейчас узнаем.
Игра «Кто сильней»(игра с канатом)
Учитель-логопед
Игра «Соберем пирамидку» (игра с пирамидками)
Учитель-логопед
Теперь игра не развлечение,
А с большим значением.
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Нужно слово угадать
И скорей его собрать.
Игра «Собери слово»
Дети делятся на две команды. Заранее на мягких кубиках приклеить буквы со словом «Колядки», на доску повесить образец слова, кубики разбросать и дать команду старта, побеждает та команда, которая первая справится с заданием. Слово читаем все вместе!
Учитель-логопед
А какие же святки без плясок?
А мы ногу на носок
Мы присядем ногу в бок.
Тапотушками пойдем.
С вами мы плясать пойдем.
Праздничная дискотека.
Учитель-логопед и воспитатель, благодарят детей за активное участие в празднике и награждают почетными грамотами. Фото на память
Потом все отправляются на чаепитие и делить конфеты.
Наш праздник прошел на Ура! ЖЕЛАЮ И ВАМ УСПЕХОВ!