Елена Галкина
Сценарий досугового мероприятия «Звуки Армении»
Сценарий досугового мероприятия
«Звуки Армении»
Цель: формирование представлений о народных музыкальных инструментах Армении.
Задачи:
1. Познакомить со звучанием музыкальных армянских инструментов.
2. Находить общие черты в строении и звучании народных инструментов России и Армении на примере гуслей и канона.
3. Прививать бережное отношение к культурным традициям народов.
Публикация «Сценарий досугового мероприятия „Звуки Армении“» размещена в разделах
4. Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре других народов;
5. Воспитывать чувство толерантности, доброжелательности и гостеприимства к представителям других национальностей, проживающих на территории Костромской области;
Возраст детей: 6-7 лет
Материалы и оборудование.
Для детей: шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Мультимедийная система: музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация Power Point «Звуки Армении», фонограмма звучания армянских народных инструментов, видеофильм об Армении (по выбору педагога).
Ход досугового мероприятия:
Под фонограмму армянской народной мелодии выходит Музыкальный руководитель. Здоровается с детьми армянским приветствием: «Барев дзез».
Музыкальный руководитель: Ребята, так приветствуют друг друга в удивительно красивой стране Армении. А поздоровалась я с вами по армянски не просто так. Ведь Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная, и рядом с нами проживают представители удивительной страны Армении.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с народными музыкальными инструментами этой страны.
Демонстрация видеоролика о природе Армении на фоне звучания народных инструментов (видеоролик на выбор педагога).
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какие чувства она у вас вызвала? (Дети отвечают)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы познакомимся с инструментами, звучание которых создает эту удивительную музыку. И первый инструмент, с которым мы познакомимся называется Канон (Слайд 2).
Канон - струнный щипковый инструмент с трапециевидным корпусом и 24 струнами. Он имеет деревянное покрытие, а с правой стороны имеет оболочку из кожи животного.
Играя на инструменте, музыкант одевает на указательный палец медиатор и помещает инструмент на левое колено. При помощи этого музыкального инструмента, армянская народная музыка трогает за душу тысячи людей.
Давайте послушаем его.
Фонограмма звучания канона по выбору педагога.
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, на какой русский народный инструмент похож канон? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Чем они похожи? (форма, звучание, Слайд 3.
Дети предлагают свои варианты ответов.
Музыкальный руководитель: Из глубины веков доходят до нас сведения об армянских народных певцах – гусанах. Гусаны пели песни, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах. Гусаны являлись сказителями, так же, как и древнерусский сказитель Боян (Слайд 4). Они также любили свою страну, пели об её истории, прославляли героев. Что вам напоминает слово гусаны? Предположения детей (русские гусляры).
Музыкальный руководитель: Видите, как много общего в музыкальной культуре армянского и русского народа. Как вы думаете, помогает это дружить нашим народам? (Предположения детей).
При необходимости педагог задает наводящие вопросы о совместных выступлениях музыкантов на фестивалях, посвященных народной музыке. Может ли это помочь дружбе?
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам послушать еще один народный армянский музыкальный инструмент, который называется Дхол (Слайд 5, и определить, к какой группе музыкальных инструментов он относится (к струнным или ударным).
Ребята, сегодня я пригласила к нам необычного человека, который приехал из Армении и играет на дхоле (ФИО).
Звучание дхола в исполнении музыканта.
Музыкальный руководитель: Я попросила музыканта, чтобы он поиграл с нами в оркестре.
Предлагаю всем, кто желает, выбрать себе музыкальный инструмент и занять место в оркестре (детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать детский шумовой музыкальный инструмент).
Итог:
Музыкальный руководитель:
- Скажите мне, пожалуйста, с какими армянскими народными музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?
-Красиво звучат канон и дхол?
-Представьте, что мы пишем письмо детям в Армению. А как бы вы им рассказали, что у русского и армянского народа есть что-то общее?
А ещё, я попрошу вас нарисовать армянские народные музыкальные инструменты. Не только канон и дхол, с которыми мы с вами познакомились, но и попросить родителей рассказать о других армянских музыкальных инструментах, посмотрите, как их много (Слайд 6, послушать их звучание и нарисовать их вместе с вами. Из ваших работ, мы составим альбом армянских народных инструментов.
Музыкальный руководитель: Ребята, в дальнейшем, мы с вами продолжим знакомство с музыкальными инструментами народов, проживающих на территории Костромской области. А сейчас, давайте попрощаемся по-армянски: «Аджох».