Светлана Николаева
Самостоятельная художественная деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная художественная деятельность детей представляет собой совокупность действий, связанных с восприятием произведений художественной литературы и искусства, с исполнением и оценкой результатов деятельности.
Усвоенное на занятиях дети закрепляют и применяют самостоятельно в новых условиях. К самостоятельным действия воспитанника старшей группы побуждают различные причины: интерес к произведениям, выразительно прочитать стихотворение, рассказать сказку, придумать и рассказать свою собственную историю, лепить или рисовать.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Наиболее ярко самостоятельная художественная деятельность проявляется в творческом рассказывании, в придумывании собственных загадок и рифм. Самостоятельность проявляется прежде всего в выборе темы, в ее идее. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, выбирают изображения персонажей, придумывают композицию сказок и рассказов.
В такой художественно-речевой деятельности дети с удовольствием воспроизводят праздник, участниками которого они были, вносят свою интерпретацию, свой замысел в содержание и оформление во время игры. Становление и развитие самостоятельной художественной деятельности происходит у детей при наличии интереса к ней, имеющихся у них способов самостоятельной действий, дающих возможность применить знания и умения в новых условиях, при косвенном педагогическом руководстве взрослого, учитывающего индивидуальные особенности дошкольников, при обращении к методическим приемам.
В самостоятельной изобразительной деятельности дети старшей группы все отчетливее проявляют склонность к какому-то ее виду рисованию, лепке, аппликации. Самостоятельная изобразительная деятельность возникает, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица, к примеру подарок маме, бабушке, друзьям или для группы лиц, например, для всей семьи, для группы, для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.
Нередко во время самостоятельной изобразительной деятельности ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией, или при изготовлении украшений, платьев для кукол сначала их вырезает, потом эти выкройки раскрашивает.
Некоторые виды изобразительной деятельности требуют коллективной формы организации. К ним можно отнести создание коллективной лепки, рисунка: аппликации, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять. Воспитатель может помочь им в этом. Коллективная изобразительная деятельность дошкольников имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма и ответственности за общее дело. Воспитатель использует коллективные формы работы для воспитания доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим, умения договариваться между собой.
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении, лепка из пластилина, рисование акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами, изготовление изделий из папье-маше, плетение. Однако воспитатель может организовать ее и на воздухе, к примеру, рисование на асфальте цветными мелками.
Самостоятельной изобразительной деятельности детей способствует создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение. Использование широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Хорошо, если кроме гуаши есть для выбора темпера, акварель, тушь и пастель. Кроме освоения незнакомых предметов дети открывают для себя новые возможности образного воплощения замысла.
В заключение, руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников требует индивидуального подхода, творческого взаимодействия педагога и ребенка. Одним из условий успешного развития самостоятельной художественной деятельности детей является умелое руководство ею со стороны воспитателя. Однако руководство это должно носить косвенный характер. Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы.