Александра Долговесова
Самостоятельная деятельность детей с ТНР в аспекте реализации педпроекта в продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная деятельность детей с ТНР в аспекте реализации педпроекта в продуктивной деятельности
В продолжение темы самостоятельной деятельности детей. В течение трех с половиной лет в нашей группе реализовался педагогический проект, целью которого являлось развитие у детей творчества, воображения и других ВПФ.
В средней группе название проекта "Развитие воображения и творчества у детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью"
В старшей группе "Развитие воображения и творчества у детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью (Нетрадиционные методы)"
Публикация «Самостоятельная деятельность детей с ТНР в аспекте реализации педпроекта в продуктивной деятельности» размещена в разделах
В подготовительной к школе группе мы решили несколько изменить ракурс проекта и обратились к такому средству развития творчества детей как оригами и, в частности, модульному оригами.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами– традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Эта техника содержит значительный элемент творчества, а очень большое количество модулей позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Обычно используются 3 вида модулей: треугольный, трилистник, супершар. Описание и схемы модулей можно с легкостью найти в сети Интернет.
Значение оригами для развития ребенка:
•учит детей различным приемам работы с бумагой;
•знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
•стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
•развивает мелкую моторику рук и глазомер;
•помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
•развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
•способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
•совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.
В нашей группе мы оформили отдельный уголок, где дети самостоятельно изготавливают модули, раскладывают их по цветам и собирают модели с помощью схем, подсказок, воспитателей. В результате: развивается усидчивость, сплоченность, присутствует ситуация выбора и самостоятельного принятия решения, необходимость договориться.
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому –
Я пойму!».
Мы считаем, что работа в данном направлении позволяет ребёнку приобрести качества, необходимые для самостоятельной деятельности и дальнейшего успешного обучения в школе.