Дадаева
«Тундра. Леса России». Самоподготовка к уроку «Окружающий мир» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самоподготовки:
«Тундра.
Леса России».
Цель: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
• Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
• Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
• Личностные:
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
• Презентация самоподготовки.
Ход самоподготовки:
1. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим. И тихонечко сидим.
(СЛАЙД 1).
- Сегодня продолжим говорить о природных зонах нашей страны.
Мы познакомимся сегодня на уроке еще с одной природной зоной.
Тема самоподготовки: «Тундра. Леса России. Лес и человек».
2. На доске план изучения природных зон: (СЛАЙД 2).
1. Географическое положение.
2. Природные условия.
3. Растительный и животный мир.
4. Занятие населения.
Итак, начинаем изучение природных зон. Сопровождать нас будут синоптики (СЛАЙД 3, ботаники (СЛАЙД 4, зоологи (СЛАЙД 5)и экологи (СЛАЙД 6, которые побывали в тундре и в лесной зоне в составе научно-исследовательских экспедиций.
Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, прослушаем песню и попробуем представить эту природную зону.
(Звучит песня «Увезу тебя я в тундру») (СЛАЙД 7)
Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.
– Где расположена тундра?
(СЛАЙД 8)
Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Это равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – Западносибирской. На карте зону тундры обозначают фиолетовым цветом.
- Заполним: поверхность- равнина.
-Как поется в песне? Увезу на край земли …
Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.
А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (СЛАЙД 9)
-У вас на парте у каждого есть карточки с названием одежды. Меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаны и другие. ОБВЕДИТЕ КРУЖОЧКОМ, одежду, в которой поехали бы в тундру.
(СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11) – А вот как одеваются коренные жители тундры.
– С чем это связано?
Рассказ синоптика. - (СЛАЙД 12)
Климат.
Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота.
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остаётся. По этим двум причинам в тундре много болот и озёр.
- Запомним: зима – суровая, долгая, -50 градусов; лето – короткое, прохладное, до +10.
Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях
- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут?
Рассказ ботаников (используют иллюстрацию) – (СЛАЙД 13)
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похоже на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
- Какие в тундре растения?
- Запомним - названия растений, низкорослые, стелющиеся, небольшие корни. Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки.
Рассказ зоологов (СЛАЙД 14)
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому, что очень плотное. Питается леммингами (СЛФЙД 15), куропатками.
Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).
- Как приспособились к жизни представители животного мира?
- Запоминаем - птицы: густое оперение и защитная белая окраска, звери: густой мех.
V. Физкультминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
1,2 -- кругом голова;
3,4 -- ноги шире;
5,6 – руки в стороны и вверх;
7,8 – присесть попросим.
Дружно встанем, тихо сядем. И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ С ПОМОЩЮ ТЕСТА. (СЛАЙД 16)
ЗОНА ЛЕСОВ.
(СЛАЙД 17) - Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?
В каком тепловом поясе находится зона лесов, относительно зоны тундры? (Зона лесов находится южнее зоны тундры)
(Если не догадаются, обратить внимание на цвет) (Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье
(СЛАЙД 18) Зона лесов
Лес — это множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; территория, обильно поросшая дикорастущими деревьями.
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.
Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.
Расти леса, начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре.
Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.
Выступление “ученого-ботаника»
Растительный мир лесной зоны (СЛАЙД 19).
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.
Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга - хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги (СЛАЙД 21).
Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса береза, осина, ольха. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму. (СЛАЙД 20)
Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.
Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа). Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
А как вы думаете, какие животные живут в лесах? Вам наверняка с детства знакомы лесные жители. (В сказках, которые вам читали, мультфильмы)
(СЛАЙД 21)
Выступление “ученых-зоологов»
Животный мир лесной зоны.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки, другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников. Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
VI. Закрепление изученного материала. Показ презентации.
- Что же такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).
-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)
Деревья в лесной полосе растут, не как попало, а в определённом порядке.
На севере - хвойные деревья - ТАЙГА
К югу и юго-западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА. (СЛАЙД 22)
- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями?
(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА). (СЛАЙД 23)
Игра «Да-Нет»
- Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не вы согласны, то топайте ногами.
1. Любоваться природой, вдыхать приятный запах, просто дышать чистым воздухом?
2. Слушать пение птиц?
3. Шуметь?
4. Отдыхать от городского шума и городского пейзажа?
5. Кричать и громко музыку включать?
6. Ломай ветки у деревьев и кустарников?:
7. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую
жабу, гусеницу можно убивать?
-Вижу, вы хорошо знаете как себя вести.
(СЛАЙД 24)
-Помните ребята! Животные всякие важны – животные всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело. Например, растения. Они насыщают нашу Землю кислородом, да и не только. Деревья – это жилище зверей и птиц. Деревья это строительный материал, из него изготавливают мебель, дома, делают бумагу. Леса не бесконечные, они тоже могут заканчиваться, по этому, на смену старым деревьям или использованным деревьям, нужно сажать новые. Берегите природу!
VI. Итог самоподготовки:
-С какими природными зонами познакомились на уроке? (Тундра, леса)
VII. Рефлексия учебной деятельности. (СЛАЙД 25)
(продолжи фразу)
1. СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ (а…
2. БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
3. Я ПОНЯЛ (а) ЧТО …
4. МЕНЯ УДИВИЛО…
5. МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…
(СЛАЙД 26)