Венера Апчелеева
Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад № 5»
Апчелеева Венера Камилевна
(стаж работы 13 лет)
Тема: «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Старшая группа
2019-2020 уч. год.
Актуальность
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний ПДД. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Публикация «Правила дорожного движения — основа безопасности дошкольника» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования)
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
5. Оформить в группе уголок….
6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
7. Подготовить (принять участие) в семинаре ….
Цель: совершенствовать условия для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Усвоить дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
6. Сплотить детский коллектив.
7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.
В результате работы предполагается:
- что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
- об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
- дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
- будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
- будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
- понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) .
- использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Формы работы с детьми:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. НОД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированности навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Форма самообразования: индивидуальная
Тематическое планирование деятельности по самообразованию
на 2019-2020 учебный год
Сроки месяц Содержание работы Практический выход
Сентябрь 1. Подбор и изучение литературы по теме.
2. Работа с методическим материалом:
3. Разработка перспективного планирования по безопасности 1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения»;
2. Э. Я Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения»
3. Н. В. Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.
4. Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку».
Октябрь 1. Диагностические исследования
Вывод по диагностике.
Ноябрь 1. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ПДД) в группах ДОУ.
2. Оформление папки- передвижки "Три сигнала светофора"
Ноябрь- апрель Работа с детьми
Знакомство с темой по средствам информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, просмотр мультфильмов, загадки).
Сентябрь - май Работа с родителями.
Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки, рекомендации, анкета «Правила и безопасность дорожного движения».)
Май Отчет по проделанной работе Консультация для педагогов «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», «Система работы по ПДД».
Рекомендации: «Правила дорожного движения».
Работа с детьми на 2019 -2020 учебный год
Сроки
месяц Содержание
Сентябрь 1. Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.
2. Беседа на тему «Устройство проезжей части» (с использованием макета улицы, специальных атрибутов).
Октябрь 1. Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад»
2. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».
3. Чтение художественной литературы на тему: «Ребенок и улица».
Ноябрь Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.
1. Конструирование из бумаги «Светофор»
Декабрь 1. Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.
2. Знакомство с дорожными знаками
3. Рисование дорожных знаков по желанию
4. Развлечение на тему: "Спасем дорожные знаки"
Январь 1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров
2. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!»
3. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
Февраль Беседа на тему «Правила поведения на дороге»
Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.
Март 1. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
2. Настольная игра «Мы едем, едем, едем!»
3. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
4. Выставка детских рисунков
5. Дидактические игры: «Разложи правильно дорожные знаки», «Подумай, отгадай»
Апрель 1. Беседа «Где правильно кататься на велосипеде»
2. Дидактические игры» : «Собери светофор»,
3. Художественно-эстетическое развитие: лепка «Светофор»
Май Чтение: А. Дорохов «Подземный переход»,
С. Михалков «Про одного мальчика».
Сюжетно-ролевые игры: «Светофор и пешеходы.»
Работа с родителями на 2019-2020 учебный год
Дата Мероприятие
Сентябрь Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых»
Декабрь Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Март Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле»