Юлия Кокарева
Консультация «Русские народные сказки и их влияние на детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенно глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.
Народ разработал три основных вида сказочных повествований : о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна, немыслима сказка.
Публикация «Консультация „Русские народные сказки и их влияние на детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Люди мечтали о бессмертии, о продлении человеческой жизни и создали сказочный образ живой воды; мечтали летать по воздуху - создали ковёр-самолёт. В народной сказке изображается торжество угнетённых над угнетёнными, победа добра над злом.
И в сатирико-бытовой сказке мужик всегда торжествует над барином, купцом, а в сказках о животных иногда аллегорически изображается борьба и победа коллектива над хищниками и насильниками; так, в сказке «Зимовье зверей» бык, баран, свинья, гусь и петух объединяются и изгоняют напавших на их кров разбойников - медведя, волка, лису.
Фантастический вымысел сказки реалистичен в своей основе. Так, образы Бабы-Яги, Кощея, Змея Горыныча олицетворяют различные стихии природы -разрушительную силу пожаров, ураганов, молний, смерти. Волшебной силой в сказках часто наделяются предметы и вещи, которые играли большую роль в истории материальной культуры человечества, - топор, иголка, сапоги, гребешок. Не случайно эти предметы и вещи являются самодействующими. Народная фантазия в наглядной форме раскрывается здесь мысль о чудесной силе человеческого труда, изменяющего мир.
В различных жанрах народных повествований фантастика имеет свои отличительные особенности. Животный эпос очеловечивает зверей, птиц. Волшебные сказки наряду с этим приписывают человеческие качества всему миру живой и неживой природы, её стихиям, создают образы сказочных существ, и сам человек в них легко превращается в любое сказочное существо. В сатирико-бытовой сказке нет волшебных помощников героя. Он побеждает своих врагов благодаря уму, смелости, находчивости. Но реальный мир в сатирико-бытовой сказке как бы вывернут наизнанку. Персонажи действуют здесь в нетипичных обстоятельствах, в вымышленных ситуациях. Например, глупый барин верит мужику, что сосна может упасть, и караулит её целый день.
В детский быть и детское чтение прежде всего входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывают около пятидесяти сюжетов. Сказки о животных выросли из древних поверий и мифов, где звери наделялись человеческими свойствами -умением мыслить и говорить.
Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных.
Важнейшим изобразительным средством в сказках о животных служат глаголы, помогающие выразить строгую эпичность и динамику сказочного повествования. В каждой сказке, глаголы показывают и нарастание действия, и разный характер действия, и психологическое состояние героев.
Основой речевого стиля животного эпоса является диалог. Ёмкость и гибкость диалогов в сказках таковы, что передают всё своеобразие суждений, стремлений, переживаний действующих лиц. Песенные диалоги преобладают в сказках «Колобок», «Волк и коза».
Сказки о животных подготавливают ребёнка к восприятию более сложных форм. Именно волшебные сказки учёные относят к самым характерным классическим формам поэзии народа. В них создан особый сказочный мир, чудесное преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя - идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно происходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.
В волшебных сказках изображается острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью.
Своеобразна и поэтика волшебной сказки.
Бойкая, жизнерадостная и ритмически складная присказка не связана с сюжетом самой сказки. Она эмоционально настраивает слушателя, привлекает его картиной необычного, создаёт эмоциональный фон.
Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки; они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества
Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, солдат) побеждает врагов (царя, барина, купца) не с помощью чудес, а благодаря своим умственным и нравственным качествам.
В каждом цикле сатирико-бытовых сказок можно проследить нарастание социальных противоречий и упорства демократического героя в борьбе с врагами.
Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках, издаваемых для детей. А между тем они дают яркое представление о жизни, борьбе и социальных устремлениях народа.
Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка», и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал а сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.