Марина Щевелькова
Конспект занятия «Русские народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
- закреплять знания об искусстве, как виде творческой деятельности людей, о видах искусства;
- воспитывать интерес к искусству старины и декоративно-прикладному искусству, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства;
Публикация «Конспект занятия „Русские народные игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями;
- развивать двигательную активность и физические качества;
- знакомить с различными видами фольклора – считалки, загадки, хороводы, народные песни и др.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.
В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ. Эмоциональная часть содержания хороводов: познакомить, свести незнакомых людей, дать им проявить, показать себя: молодцам – показать себя удальцом, бойцом (пример: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.
И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.
Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота» может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.
Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.
Ребята, сегодня мы поиграем в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и бабушки. И вы уже знакомы с этой игрой.
Я напомню правила игры: В игру играют нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.
Дети произносят слова:
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Раз, два, три беги!
И последняя пара, разъединив руки, бегу с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого- нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.
«Мышеловка»
Материал: шапочки мышек и кота
Дети становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое детей - «мышки». Они вне круга. Дети, взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - дети опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Оказывают большое влияние на воспитании ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Дети должны осознавать, что в игре не допустимы грубость, нечестность, но всегда ценятся доброта, взаимопомощь, поддержка.
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, жеребьёвки, сговорки. Жеребьёвки обычно проводятся в тех играх, где нужно разбиться на две группы.
Русские народные считалки:
«Тили – тели», -
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы играть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним на чай притопал вдруг
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь и восемь,
Паука мы вон попросим:
- К нам обжора не ходи.
Ну а ты, дружок, води.
Ребята, надеюсь вам занятие понравилось!