Калашникова Тамара
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА»
«Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе»
Русские богатыри
Воспитатель: Калашникова Т. Н.
Тема: «Русские богатыри»
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с былинами и их героями;
- обогащать представления об особенностях русского фольклора;
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе „Русские богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- познакомить с некоторыми особенностями жизни русских воинов-богатырей, которые отражены в искусстве;
- обогатить представления об особенностях русской народной культуры.
Развивающие:
- способствовать развитию основ патриотических чувств;
- развивать эмоциональные и эстетические чувства, подвести детей к пониманию ценности искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гордости за историю своей страны, ее народа;
Воспитывать уважение к обычаям, традициям русского народа.
Словарная работа:
- активизировать словарь детей словами: гусляр, богатырь, кольчуга, былинные (подвиги, беззащитные, богатырская застава, летопись.
Подготовительная работа :
- чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище поганое», «Добрыня и Змей», «Добрыня», «Алеша Попович и Тугарин»;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр мультфильмов;
- рисование «С чего начинается Родина?»;
- аппликация «Тридцать три богатыря»;
- Д/ и: «Собери картинку», «Отгада-ка», «Назови три предмета», «Чья одежа?»
Персонажи:
- гусляр-ребенок;
- три богатыря – дети.
Материал:
- гусли;
- книга «История России»;
- репродукция картины «Три богатыря» В. М. Васнецова;
- игра «Одень богатыря»;
- краски;
- карандаши;
- листы альбомные;
- кисточки;
- салфетки;
- непроливайки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель с детьми готовится к занятию. В группу входит гусляр, перебирая струны. Садится в сторонке. Воспитатель и дети подходят к нему.
Воспитатель:
Знаете ли вы, кто этот человек? О рассказывает он о чем? Как называются эти рассказы?
(Ответы детей)
Сказки, былины. Знаете ли вы, что такое былины и чем они отличаются от сказок?
Дети:
Сказка – волшебный вымысел, от слова сказывать, рассказывать, а былина от слова «быль.
Воспитатель:
Вы, наверное, знаете, что раньше не было телевизора, не было книг. Люди сочиняли сказки, былины, песни и передавали их из «уст в уста» друг другу. Ходили такие вот гусляры, пели свои былины и от них люди узнавали обо всем, что происходит вокруг. Гусляры были желанными гостями в каждом доме.
Гусляр:
Я гусляр. Хожу от города к городу, от села к селу, пою о земле русской, о людях русских.
О, светлая и красно украшенная земля русская! Многими красотами дивишь ты! Озерами многими дивишь ты, реками, горами крутыми, зверьми различными, всего ты исполнена земля русская!
Воспитатель:
Издревле на этой земле жили славяне. Больше 1000 лет тому назад основали они свое государство, названное Русью. Их соседи – хазаре и печенеги часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Чтобы защищаться от врагов славяне вынуждены были создать свою дружину, то есть войско.
У нас в детском саду есть книга «История России», в ней рассказывается о том как создавалась наша армия. Откроем первую страницу и на ней мы увидим первых русских воинов. Как вы думаете как их называли?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, назывались они богатырями. Мастера – кузнецы ковали богатырям кольчугу и тяжелый меч. Русский народ о богатырях и их силе слагал песни, сказки, былины. Давайте вспомним с кем сражались наши могучие богатыри. Были ведь среди их подвигов не только былинные, но и сказочные.
( Ответы детей: Соловей-разбойник, Змей Горыныч, Идолище поганое, Тугарин Змеевич)
Кого защищали богатыри?
( Ответы детей: слабых, беззащитных, женщин, детей, стариков)
Воспитатель:
В былинах, сказках перед нами предстают могучие русские богатыри, защищавшие русскую землю от врагов. Художник Виктор Михайлович Васнецов, слушая былины, так полюбил их, что решил написать картину. Художник Виктор Михайлович Васнецов, слушая былины, так полюбил их, что решил написать картину. На ней изображена богатырская застава. Незыблемо, как будто вросли в свои седла, сидят богатыри на своих конях, оберегая покой величественной и прекрасной русской земли. А за ними бескрайние поля поля, леса, холмы. По небу неспешно плывут, и нестрашны им никакие злобные темные тучи. Жмутся они к краям картины, как бы расступаясь перед уверенной и грозной силой богатырей.
Посмотрим, какие они наши защитники?
Как вы думаете кто из богатырей самый старший и сильный?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Несомненно Илья Муромец, сидящий на самом мощном коне. Нелегко когда-то было ему выбрать коня. Посмотрите внимательнее и скажите, по каким внешним приметам, указанным Илье мудрецами-странниками, отгадал богатырь в жеребенке будущего коня под стать себе?
( Ответы детей: по белому пятнышку на задней ноге и на носу.)
Воспитатель:
Правильно! Илья был крестьянским сыном. А кто из богатырей звания самого благородного, княжеского? У кого доспехи самые богатые, а конь самый умный? Как вы определили?
( Ответы детей: Добрыня Никитич)
Воспитатель:
Смотрите, он и врага первым увидел, уже меч из ножен вынимает – готовится к бою.
Кто подсказал ему о приближении врага? (Ответы детей). Его верный конь Белеюшка учуял врага, ноздри раздул, вытянулся в струнку. Кажется сейчас он полетит как стрела навстречу опасности, только грива и хвост на ветру будут виться.
Ну а кто из богатырей самый младший? Кто не столько «силой силен, сколько напуском смел»? Кто возьмет врага смекалкой и хитростью?
( Ответы детей: Алеша Попович)
Конечно кудрявый лукавый Алеша Попович! Он мастер и воевать и сказки рассказывать. Видите за плечами у него не только колчан со стрелами, но и «гусли-самогуды» спрятались.
Посмотрите на маленькие елочки под ногами коней. Как вы думаете, зачем их изобразил в этой мощной картине-былине Виктор Васнецов?
(Ответы детей)
Он хотел, чтобы картина рассказывала через каждую деталь.
Елочки маленькие, слабые, беззащитные, богатыри сильные, могучие. Земля, которую защищают богатыри, прекрасна и обильна. Она может всех напоить из своих рек и родников, накормить хлебом своих полей, укрыть в своих прохладных лесах.
Не может она лишь одного – защитить себя. Чтобы выросли эти елочки могучими их надо защищать как и всю наше родную землю.
А где же источник богатырской силы?
Неужто, как в телевизионной рекламе, надо есть конфеты «Марс» и прочие заморские сладости?
(Ответы детей)
Гусляр:
Источник богатырской силы в самой родной земле.
Ай под славным городом под Киевом,
Стояла то застава богатырская,
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаус – Алеша, поповский сын.
Заходят 3 богатыря
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром бору,
Свистел Соловей-разбойник да по-соловьиному
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди – все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьиному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек»!
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке –
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Ай Змеинищо да то Горынищо,
Ай о трех головах.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь Добрынюшка, ты в моих руках.
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу, захочу – сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру Землю,
На сыру землю, на ковыль – траву.
Запросил пощады, душегубище.
Алеша Попович:
Рассказали мне про Тугарина – Змеевича.
И что сам он трех саженей росту
Конь под ним как лютый зверь.
Изо рта пламень пышет,
Из ушей – дым столбом.
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь
М отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Богатырь :
Внимательно ли вы рассмотрели картину, нашу одежду? А сможете ли среди набора одежды выбрать богатырские доспехи и оружие?
Игра «Одень богатыря»
Воспитатель:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Ай седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяется и дети тоже.
Физминутка (богатыри и гусляр уходят)
Воспитатель:
В древности о всех происходящих событиях славяне записывали в летопись. А знаете ли вы что такое летопись?
(Ответы детей.)
Летопись – это запись о событиях по летам, т. е. по годам. Я хочу предложить вам вести в нашей группе свою летопись о том интересном, что мы узнаем на занятиях о нашей Родине. А первой страницей нашей летописи будет вот это богатырь.
(показать богатыря из игры «Одень богатыря)
Что запомнилось вам на этом занятии, что было интересного?
Ответы детей.
Я предлагаю вам это нарисовать, чтобы поместить в нашу летопись.
(Приготовить столы, краски, карандаши, альбомы. Самостоятельная работа детей.)
Рассматривая рисунки детей:
«Свободными и могучими были наши предки, красивыми и сильными. Богатыри – наше прошлое, но и будущее у нашей Родины не менее славное. Приосаньтесь, пожалуйста, и представьте себе, что вы, я обращаюсь к мальчикам, те самые будущие богатыри, которые должны будут оберегать землю русскую. В этой книге, «История России», много страниц, мы не раз еще будем открывать ее, чтобы знакомиться с историей нашей Родины.