Марина Щевелькова
Русская народная игрушка.
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:- приобщать детей к русскому народному творчеству;
- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;
- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;
- дать понятие о богородской игрушке;
- познакомить с творчеством филимоновских мастеров;
- дать понятие о дымковской игрушке.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.
Публикация «Русская народная игрушка,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины.
Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины.
Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.
Я вас приглашаю в маленький музей, прямо у нас в группе, где вы сможете посмотреть на народные игрушки и потрогать их руками.
1. Первая экспозиция- Дымковские игрушки.
Дымковские изделия удивляют необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами.
Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Mастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его.
Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают.
-Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма;
- голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска,
- а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. - лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски.
2. Вторая экспозиция- Филимоновская свистулька.
Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины.
В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах.
Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером.
Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.
После обжига начинают расписывать игрушку. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом их обводят красным "перышком", потом зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая "елочка", яркая "ягодка", лучистая "звездочка", или "солнышко", сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия.
Круг обозначает в росписи солнце, треугольник - землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни.
Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.
3. Третья экспозиция- Богородские игрушки.
Народными мастерами в селе Богородское
Московской области создаются деревянные резные игрушки.
Вот уже более 300 лет здесь живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.
Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Богородские игрушки чаще бывают некрашенные и редко расписные.
Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если Собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы.
Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие.
Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.
Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.
4. Четвертая экспозиция- Матрешка.
Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера.
Название произошло от уменьшительно-ласкательной формы русского женского имени Матрёна, которым часто называли девочек в крестьянских семьях.
Каждая матрёшка представляет собой изображение девочки или женщины в русской национальной одежде: в сарафане, с платочком на голове. Её одежду украшают яркие цветы, в руках она держит корзинку, или птицу, или букет цветов. Все куклы, составляющие одну игрушку, похожи друг на друга, но отличаются какой-нибудь деталью. Обычно одна игрушка состоит из 3 – 24 кукол. Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров.
Матрёшкой восхищались, ею любовались. Какие краски использует Константин Паустовский, рассказывая о матрёшке?
«Матрешка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.
Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами».
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по музею. Надеюсь, вам очень понравилось.