Улова
Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взрослыми и сверстниками, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения.
Публикация «Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Существует разделение на «позитивную» и «негативную» социализацию. Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям.
Негативная социализация связана с получением нового опыта путем наказаний, суровой критики, излишней морализации и строгости – то есть негативных реакций окружающих.
Позитивная социализация детей дошкольного возраста предполагает:
• формирование основ нравственного поведения детей на основе восприятия и принятия ими норм социального поведения людей;
• формирование основ культуры поведения;
• позитивную направленность формирующейся личности маленького ребенка, привитие доброжелательности.
Первоначально социализация ребенка происходит в семье, а уже потом в обществе.
По мнению психологов, дети дошкольного возраста с трудом отличают реальность от вымысла, ведь вся их жизнь проходит в мире конкретных вещей: вот кровать, игрушка, мама, молоко в чашке. Ребенок понимает, что есть вещи вне его поля зрения: например, дача или мамина работа. Но на дачу или мамину работу можно приехать, они существуют на самом деле. А где находится Солнечный город, в котором живет Незнайка или Волшебный лес, ребенку трудно представить. Поэтому волшебное действие сказки происходит прямо в комнате, где мама читает эту сказку. И ребенок воспринимает сказку как реальность, например, просит не читать дальше, если ему страшно. Благодаря сказке, ребенок переживает захватывающие приключения и совершает путешествия, не выходя из дома.
Воспитательно-образовательная деятельность с использованием сказки в социально – коммуникативном развитии детей направлена на достижение цели: воспитание гуманной, социально – активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Для этого определены следующие задачи:
1. Воспитывать у детей любовь и уважение к окружающим и друг к другу.
2. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.
3. Воспитывать доброту, сочувствие, взаимовыручку, трудолюбие.
Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.
Для дошкольников восприятия сказки всегда было актуальным и интересным видом деятельности. В сказках наглядно и доступно для ребенка продемонстрировано освоение мира отношений между людьми.
Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дающий им возможность понять друг друга. Соприкосновение ребенка со сказками, ненавязчиво, просто и мудро, знакомит его с понятиями добра и зла, неизбежно затрагивает его эмоциональную сферу. С помощью сказки у детей легче формируется позитивное отношение к доброте, справедливости, смелости, к нормам взаимоотношений с людьми и взаимодействие с окружающим природным миром.
Согласно требованиям ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально – коммуникативное развитие ребенка происходит в интеграции всех образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», т. к. содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в общении, игре, как сквозных механизмах развития ребенка.
Все это дает возможность использовать сказку в социально –коммуникативном развитии детей.
Более подробно рассмотрим влияние сказки на организацию деятельности по составляющим социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка. Эти комментарии очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей. Победа добра над злом рассматривается как важный воспитательный момент. Воспитание детей сказками убеждает нас, что сказки являются для детей уроками нравственности. Сказочные герои наделены смелостью, красотой, трудолюбием, честностью. Сказки показывают детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Благодаря сказке, ребенок узнает, что добро всегда сильнее зла, и это помогает ему в дальнейшей жизни идти дорогою добра и мыслить позитивно. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.
Таким образом, сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании детей. Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с дошкольниками, мы очень часто используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью разных видов театра (театр ложек, театров стаканов, пальчиковый театр, театр «Би-Ба-Бо», театр на магнитах и многие другие).
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Именно сказка демонстрирует детям в доступных их пониманию сюжетах существующие в этике две основные нравственные категории - добро и зло. Ведь герои в сказке всегда либо хорошие, либо плохие. И детям, благодаря сказке, легко понять и принять нравственные идеалы, социальные нормы поведения. Именно сказка воспитывает морально-этические ценности. Благодаря сказке даже младшему дошкольнику легче всего объяснить первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Эмоциально - позитивное воздействие на ребенка самой сказки побуждает его без излишней морализации со стороны взрослого вести себя в соответствии с элементарными моральными требованиями, закладывает основы нравственности, помогает усвоить доступные его пониманию моральные принципы.
Сказки и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. Поэтому сказка является необходимым этапом в развитии детей, этапом который формирует запас жизненной прочности, или является некой «библиотекой жизненных ситуаций». В детском саду театрализованная деятельность доставляет ребенку радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию и формированию основы его личностной культуры.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у детей дошкольного возраста велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Сказки воспитывают уважение к истокам культуры своего народа, закладывая основы духовно-этических и патриотических чувств, что также является важными составляющими позитивной социализации детей. Первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, что важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но справедливо отметить, что и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного отношения к людям, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Сказка помогает в осуществлении на практике многообразия вариантов протекания периода дошкольного детства. Уникальные возможности жанра сказки, так любимого всеми детьми, помогают осуществлению реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Ведь именно сказка всегда питает детские игры, способствует развитию игровых замыслов, творческому воображению, развитию детской речи.
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В сказке происходит знакомство детей с различными ситуациями, наглядно демонстрирующими различные модели поведения и взаимоотношений среди людей и животных. Чтение сказки – это общение с ребенком через сказку, при котором мы соприкасаемся с внутренним миром ребенка. Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.
Не всегда воспитательное значение сказки представлено открыто. В некоторых случаях, наоборот, даже может показаться, что сказка несет в себе отрицательную смысловую нагрузку, пропагандирует жестокость, насилие, подавление личности. Это и Колобок, съеденный лисой, и униженная Золушка, и выгнанный из собственного домика зайчик. Однако, сказки с печальным окончанием для детей вовсе не случайны. Из них ребенок получает представление о том, что дом – это защита, а внешний мир может быть опасным, и если ты еще мал и слаб, то туда до поры до времени тебе ходить одному не надо.
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. Эту мысль мы целенаправленно доносим до родителей (законных представителей).
Список литературы:
1. Доронова, Т. И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст / Т. И. Доронова. – Москва : Просвещение. – 2016. – 64 c.
2. Запорожец, А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы) / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. –2007. – № 8. – С. 30-34.
3. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития / Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. – № 7. – 2006. – С. 54-57.