Алиса Барадулина
Роль сказки в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в особой метафорической форме отвечает на вопрос ребенка об устройстве мира и помогает строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира.
Для детской картины мира характерно:
1. одушевление окружающего мира, что позволяет сделать мир доступным для общения, восприятие мира как тайны в силу его субъектности, и, следовательно, независимости, непредсказуемости;
2. эмоционально-образное представление, ставить себя в центре мира, исходить из своих ощущений и опыта.
Публикация «Роль сказки в развитии ребенка» размещена в разделах
Сказка может способствовать любым направлениям развития и образования детей.
В социально-коммуникативном развитии через сказку ребенок узнает о нормах и ценностях, принятых в обществе. Другой немаловажный аспект это развитие эмоционального интеллекта через сочувствие главному герою и формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие включает в себя:
- рост интересов, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- рост воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об окружающем мире и себе
В каждом из этих пунктов можно увидеть пользу сказок, тк это способ передачи и закрепления информации, через яркие образы.
В речевом развитии сказка способствует владение речью и обогащению словаря, что логично, ведь слушая и смотря на иллюстрации ребенок узнает новые слова и структуру построения предложений родного языка.
Детская художественная литература непосредственно создана для художественно-эстетическое развития ребенка.
Сказки помогают даже в физическом развитии. Не напрямую конечно же. Через неё можно доносить ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Книга в разном возрасте
Возраст 3 - 6 месяцев
Малыш начинает ползать, изучать предметы, лепетать
Книга: Вы
Потребность ребенка: контакт с взрослым, развитии восприятия человеческой речи, позитивные эмоции.
Подача:
Важно чтобы вы смотрели друг на друга, выражали эмоции и жестикулировали. Разговаривайте с ребенком постоянно. Желательно петь ему детские песенки, стишки, потешки-коротко и ярко предоставляли информацию. Повторы это необходимый элемент обучения речи, поэтому найдите песенку которая вам обоим понравится и пойте ее нон-стоп.
Возраст 6 – 9 месяцев
Малыш делает первые шаги, играет с другими детьми, активно взаимодействует с предметами, повторяет за взрослыми слоги и простые слова.
Книга: Игрушка
- мягкие сенсорные книжки,
- книжки для купания,
- трансформеры с подвижными клапанами,
- раскладными картинками.
Потребность: знакомство с книгой, развитие мелкая моторики, координации, сенсорных способностей и навыков общения.
Подача:
Сейчас ваш ребенок учится обращаться с книгой: перелистывать страницы, изучать иллюстрации, “читать” слева направо, сверху-вниз. Книга становится источником счастья ребенка, что впоследствии сыграет в его жизни большую роль.
Возраст 9 – 12 месяцев
Малыш пытается ходить без поддержки, сидеть, самостоятельно есть, произносит первые слова, выступает инициатором общения с родителями, с удовольствием слушает, как ему читают, рассматривает картинки.
Книга: Сказка с большими яркими иллюстрациями, но простыми для понимания. Иллюстрированные словари первых слов.
Потребность: информация об окружающем мире.
Подача:
Устройтесь с малышом в обнимку так, чтобы вам удобно было держать и читать книжку, а ему – смотреть. Будьте готовы читать выразительно, в лицах, изображая персонажей, квакать и мяукать, пищать и рычать – это поможет малышу различать и лучше запоминать героев. Когда сказка будет усвоена, начните задавать ребенку вопросы (Кто изображен на картинке? Во что одет? Что делает? Что говорит). Пусть он не только покажет пальчиком, но и озвучит ответ, так вы очень сильно поможете развитию его когнитивных способностей. Получите удовольствие от совместного чтения, ведь время так быстро идет и скоро ваш ребенок будет читать сам. А вы сможете гордиться, что привили ему любовь к книге.
Возраст от года до двух
Произносит короткие фразы, танцует, подпевает, начинает рисовать, узнает изображения на картинках, понимает короткий рассказ или сказку
книга: Сказки с сюжетом, иллюстрации отражающие сюжет и имеющие детали которые можно использовать для обогащения словаря (на заднем плане бытовые предметы: одежда, посуда, мебель)
Подача:
У ребенка развивается свое “Я” - пусть он сам выберет книгу и будет инициатором чтения.
Развития памяти: предложите заканчивать или полностью пересказывать реплики персонажей. Поиграйте в игру “Угадайку” (перед тем как перелистнуть страницу спросите, что будет дальше).
Также чтение книги может превратиться в беседу, что очень полезно для вашего малыша. Не прекращайте разговор, даже если книжка останется незаконченной.
Рассматривайте и обсуждайте иллюстрации.
Не забывайте, что в этом возрасте тяжело усидеть на месте и сконцентрироваться, поэтому можно разнообразить чтение небольшой игрой, танцем или песенкой.
Возраст от двух до трех лет
Ребенок самостоятельно совершает основные действия, активно общается со взрослыми, с другими детьми, у него зарождается самооценка (чаще всего он оценивает себя как «хороший» - и ведь не поспоришь, не только с удовольствием слушает стихи, сказки, истории, но уже и сам рассказывает.
Книга: Кроме сказочек нужно читать детские энциклопедии, истории про животных, длинные стихи.
Подача:
Вы можете разыграть знакомые сказки или поупражняться в сочинение собственных или переделке старых.
Адаптация сказок для подходящих тем происходит довольно просто. Например, сказка Теремок, где главные герои животные может послужить другой теме. Вместо теремка -шкаф, вместо животных- одежда. Или история про стол и посуду.
Ваши диалоги становятся все более интересными. Обсуждайте героев истории, их действия (например, куда пошел Медведь, хороший он или плохой). Обсуждайте свое мнение и отношение к предмету разговора. Сейчас ребенок видит в вас отдельную личность со своими особенностями. Вы должны показать, что у вас с ним могут быть разные мнение, но вы уважаете друг-друга. А уважение для маленькой личности-очень важный аспект в преддверии кризиса трех лет.
Ориентироваться надо исключительно на способности и потребности вашего ребенка. Бывает, что в год больше интересно играть, чем слушать сказки – не принуждайте дитя сидеть и слушать. Всему свое время.
Продолжение следует.