Любовь Краснокутская
Роль семьи в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день очень велик интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. В соответствии с современными нормативными документами, родители являются участниками образовательного процесса, вовлекаются в образовательную деятельность, в том числе в создание образовательных проектов (ФГОС ДО). Также это отражено в ст. 18. Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором сказано, что родители являются первыми педагогами ребёнка. И именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте.
Публикация «Роль семьи в воспитании ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Но не все родители осознанно относятся к воспитанию ребёнка и не в полной мере взаимодействуют с ним. В семьях отсутствует «качественное» взаимодействие с ребенком и все чаще преобладает спонтанное развитие, механическое подражание ребенка взрослым. Причины тому разные: одни родители считают, что воспитанием и развитием ребенка должны заниматься исключительно образовательные организации, другие — не умеют это делать, третьи —ссылаются на нехватку времени на воспитание ребенка. Всё чаще родители выступают в роли потребителей, заказчиков образовательных услуг, а не участников образовательного процесса.
Нам необходимо изменить стратегию, поменять отношение педагогов и родителей. Для нас важно, чтобы педагог и родитель двигались в одном направлении, создавая тем самым благоприятные условия для развития ребенка, так как только при наличии тесного взаимодействия педагогов родителей возможно решение задачи воспитания и развития ребенка.
Актуальность проблемы взаимодействия семьи и детского сада не подлежит сомнению, ведь ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в семью. Семья—это микросреда, в которой ребенок растет и развивается с самого рождения и поэтому влияние семьи на развитие ребенка невозможно переоценить. Для нас важно понять, что же нужно изменить во взаимодействии семьи и детского сада, что бы родители стали активными участниками образовательного процесса.
Роль семьи в воспитании развитии ребёнка.
Выдающиеся педагоги прошлого с давних пор изучали влияние семьи на воспитание ребенка. Рассмотрим разные точки зрения.
Я. А. Коменский был одним из первых мыслителей, остановивших свое внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он предполагал, что без хорошего первоначального воспитания в семье, пострадает все последующее воспитание и образование ребенка.
Не правильно было бы утверждать, что у Коменского не было предшественников в вопросах дошкольного воспитания. Этим вопросом занимался греческий философ Платон (427-347г. до н. э.). Платон отрицательно относился к семье и семейному воспитанию и считал семью главным препятствием к осуществлению социального строя.
Коменский был предшественником идей Руссо, Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, высоко ценивших роль матери и семейного воспитания в целом.
Своей «Материнской школой», написанной именно в помощь матерям, Коменский хотел помочь семьям правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский предоставляет право и даже вменяет в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали. [2, с. 14]
При этом А. С. Макаренко тоже признавал роль семьи в воспитании ребенка, но он считал, что школа должна организовать воспитание в семье и школа должна руководить семьей. Макаренко призывал педагогов изучать жизнь детей в семье, для того, чтобы улучшить их воспитание и иметь влияние на родителей. Семья, в свою очередь должна играть подчиненную роль. Такой подход к взаимодействию родителей и педагогов вовсе не подразумевает партнерство.
В 70-80 г. в качестве пропаганды педагогических знаний, целью которой являлось повышение педагогической культуры родителей, существовал педагогический всеобуч для родителей. Исследовавшая всеобуч О. Л. Зверева выявила, что он проводился не во всех детских садах и что родителям интересно получать знания конкретно о своём ребенке. Часто поиск новых путей совершенствования работы с родителями был направлен на нахождение новых форм работы с родителями, а не на содержание и методы.
В. А. Сухомлинский считал, что только при наличии тесного взаимодействия школы родителей возможно решение задачи воспитания и развития ребенка. Им же был выделен принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания. Данный принцип основан на доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.
В 90-х годах произошли большие изменения во взаимодействии семьи и детского сада. Связано это с реформой образования и с признанием положительной роли семьи в воспитании детей. В Законе РФ «Об образовании» одним из принципов является уважение к семье. В это же время начали разрабатываться способы сотрудничества семьи и детского сада. В «Концепции дошкольного воспитания» В. В. Давыдова и В. А. Петровского сказано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и поэтому очень важно установить доверительный контакт между педагогическим коллективом образовательного учреждения и родителями.
В наше время современные педагоги продолжают искать разные способы сотрудничества с родителями. В своей статье в журнале «Дошкольная педагогика» Т. В. Скорик предлагает привлекать родителей как представителей гражданского общества для оценки качества образования. Основным принципом такого сотрудничества является открытость детского сада для семьи : обеспечение каждому родителю возможность знать и видеть, как живет, развивается их ребенок, оценить качество образовательных услуг. [2, с. 18]
Проведя анализ психолого- педагогической литературы можно сделать вывод, что с давних времён педагогика признавала роль семьи в воспитании ребенка. Считалось, что семью нужно изучать, но, только для того, чтобы с ее влиянием на ребенка бороться, чтобы подчинить ее обществу. В 70-е годы внимание уделялось просвещению педагогической грамотности родителей и сочетанию семейного и общественного воспитания. В 90-е годы, в связи с реформой образования, внимание стало уделяться именно взаимодействию, сотрудничеству с семьей. В современном образовании мы продолжаем искать эффективные способы и формы сотрудничества с родителями с целью благоприятного развития ребенка, его индивидуальности.
Содержание работы по выстраиванию взаимодействия семьи и дошкольной организации.
Взаимодействие ДОУ с семьёй предполагает организацию совместной деятельности педагогов и родителей и имеет целью вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс [4,с. 282]. Здесь воспитателю важно грамотно подобрать форму взаимодействия с родителями. Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов взаимодействия ДОУ с семьёй — установление доверительных отношений с детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Выстраивая взаимодействия с родителями, мы можем использовать следующие формы взаимодействия:
—традиционные (родительские собрания, папки-передвижки, информативные листовки, беседы, консультации, лекции, практикумы);
—современные (анкетирование, почтовый ящик, совместные праздники и выставки работ детей и родителей, мини- библиотеки, выпуск газет, родительские клубы, акции, экскурсии, совместные проекты).
Изучив варианты предложенных форм в литературе, возникла необходимость провести опрос воспитателей и наблюдение за родителями в МБДОУ №58.
На сегодняшний день работа с семьей ведется в каждой возрастной группе. Во всех группах избран родительский комитет. Педагогическим коллективом используются различные формы работы: с периодичностью в 3-4 месяца проводятся родительские собрания, но родители посещают их неохотно, в основном присутствуют одни и те же родители; в совместных праздниках родители участвуют только для «галочки», без особого желания; индивидуальные беседы с родителями проводятся в основном с целью решить проблемы воспитателя в отношении конкретного ребенка, и случаются по инициативе педагога; дни открытых дверей родителям практически не интересны, так как родители не могут их посетить из-за работы, и по мнению родителей ничего нового они там не узнают.
Оформленные во всех группах родительские уголки, где в специальных папках и окошках на стенде размещена различная информация для родителей, подборка методических рекомендаций, составленная воспитателями и другими специалистами и актуальная в данный момент родителей мало интересует, они туда почти не заглядывают. Также в каждой группе оформлен «Уголок здоровья», где размещена информация, подобранная медицинским работником, по вопросу сохранения здоровья детей.
Совместно с семьями детей и воспитателями проводятся тематические выставки: «Выставка урожая», «Самая необычная ёлка», «Герой нашего времени» и т. д. Некоторые родители (чаще всего одни и те же родители, совместно с детьми, активно принимают участие в различных районных и городских конкурсах: «Герой моего времени», «Сотрудник ГИБДД будущего», «Поделки из природного материала» и д. р. Самые активные участники выставок и конкурсов получают благодарственные письма от администрации детского сада.
Летом во всех группах родители помогали осуществлять придуманные детьми проекты участков.
Полученные результаты наблюдения, за характером взаимодействия с родителями в нашем саду, позволяют нам сделать вывод, что в нашем саду педагоги используют только традиционные формы взаимодействия с родителями. Посещение родительских собраний и участие в мероприятиях детского сада для родителей и педагогов является лишь формальностью. Такая система взаимодействия является малоэффективной и нам необходимо создать такие условия взаимодействия, при которых детский сад и семья станут единым пространством для развития ребенка.
Рекомендации по выстраиванию эффективного сотрудничества с родителями детей в группе детского сада.
В своей работе мы не раз говорили о партнерских отношениях между педагогом и родителем. Так кто же такой педагог будет являться партнёром? Педагог – партнёр — это союзник родителя, участник совместной деятельности. Партнёрская позиция воспитателя предполагает демократический стиль общения, а не авторитарный. К примеру, педагог-партнер приглашает родителей в деятельность, вовлекает, в непринужденной форме, а не заставляет. Партнерское взаимодействие родителя и педагога должно строиться на позиции диалога, взаимопомощи, доверия и открытости друг другу.
Главным условием успешного партнерского взаимодействия между педагогами и родителями являются доверительные отношения. Для того чтобы грамотно выстроить работу с родителями, в целях создания благоприятных условий для развития ребенка, нам необходимы следующие условия:
—открытость детского сада для семьи;
—сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
—непрерывность взаимодействия на протяжении и всего периода дошкольного возраста;
—использование современных форм взаимодействия дошкольного взаимодействия и семьи;
—диагностика общих и частных проблем развития ребенка;
—гуманность (доверие, уважение, доброжелательность).
При выстраивании новых форм взаимодействия ДОУ с семьёй нам нужно уйти от форм, где монолог педагога доминирует, и обеспечить переход к диалогическому общению. Установить контакт необходимо так, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания. Здесь предпочтение мы отдаем беседам, в ходе которых выясняю, какие вопросы интересуют родителей, что беспокоит их в поведении ребёнка, как решить проблемы. Конечно, не все родители идут на контакт в силу своей занятости. Чтобы установить доверительный контакт с такими семьями, можно использовать сочетание различных видов деятельности. Скучные и не пользующиеся спросом у родителей папки-передвижки и информационные листовки мы предлагаем заменить на мини-библиотеки, которых могут быть запитаны какие-то забавные высказывания детей или рассказы, газету ««Наши новости», в которых освещаются важные и интересные события жизни детей данной группы и ДОУ в целом.
Одной из традиционных форм взаимодействия с родителями является родительское собрание, но как мы знаем, на проведение встреч в виде отчетов и поучительных бесед, родители откликаются неохотно. Мы нашли выход, изменив структуру и само содержание родительского собрания. Собрание будет проходить в виде диалога, круглых столов, дискуссий на актуальную тему. Объектом дискуссии может стать какая-либо неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник выражает своё мнение. Также может быть эффективна такая форма взаимодействия, как родительский клуб, тема которого определяется по запросу родителей, например «Сезон простуд», где родители узнают о мерах профилактики ОРВИ, «Детские капризы», где педагоги помогут родителям выявить проблему детского непослушания. В таком клубе родителей объединяет проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Для ознакомления родителей с особенностями работы дошкольной организации и особенностями воспитания детей родители смогут познакомиться на открытых занятиях, просматривая выставки работ детей и родителей.
Выявить интересы родителей, их запросов и т. д. мы можем с помощью опросов, анкетирования и почтового ящика, куда родители смогут скинуть свой вопрос, если все-таки стесняются о чем-то спросить напрямую.
Повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросам воспитания и развития детей мы можем на вечерах вопросов и ответов, на встречах, под названием «Педагогическая ситуация» на которых родители смогут обсудить с педагогом и друг с другом некоторые вопросы воспитания детей.
Наиболее полно, по нашему мнению, раскроются возможности для сотрудничества в проведении различных совместных досугах, таких как совместные праздники: «Встреча Нового года», «Праздник урожая», акции, различные экскурсии, носящие познавательный характер. Также мы предполагаем, что эффективному сотрудничеству будут способствовать проектная деятельность. Такой вид деятельность направлен на развитие актуальной для детей темы, на саморазвитие ребенка. При этом родитель будет являться для ребенка не только помощником в нахождении информации, но и оказать техническую поддержку (фото-, видио- съёмка, составление презентации). Мы считаем, что проектная деятельность станет эффективным способом взаимодействия между родителями и педагогами нашего детского сада, так как при такой форме сотрудничества ребенок не остается в стороне, а принимает активное участие в проекте. Работая вместе с детьми над проектом, родители будут проводить с ними больше времени, станут лучше понимать своего ребенка.
Мы считаем, что использование современных, разнообразных форм работы с семьёй, основанных на сотрудничестве, взаимодействии, партнерстве, поможет изменить характер взаимодействия между педагогами и родителями в нашем детском саду. Постоянное и тесное сотрудничество семей и педагогов сможет привести к тому, что родители перестанут быть наблюдателями и станут активными участниками образовательного процесса.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации». М. :Легион,2013.
2. Коменский, Ян Амос. Материнская школа [Текст]/Я. А. Коменский. — Москва:Учпедгиз,1947.—102,[2]с. —с. 14,18.
3. Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями / авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. —2-е изд. — Волгоград : Учитель, 2014.-123 с.
4. Современная семья : проблемы сопровождения: сборник статей; Краснояр. гос. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2006.—296 с.
5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : этика коммунистического воспитания [Текст]/В. А. Сухомлинский. М. : Педагогика, 1990. 390 с.
6. Феномен детства в условиях современных социо-культурных преобразований: психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в семье и образовательных учреждениях: материалы 3 Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 26—27 апреля 2010 г. / отв. ред. И. А. Яценко; ред. кол. ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2010.— 400 с. —314с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва
8. Акентьева Т. «Качественное время семьи» [Текст] :профилактика проблемы детско-родительских отношений / Т. Акентьева «Дошкольное воспитание».— 2009.—№5.—с. 106-108.
9. Гладкова Ю. Педагог и семья [Текст] : проблемы взаимодействия /Ю. Гладкова//Дошкольное воспитание. —2008.—№ 4.—с. 103-110.
10. Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования [Текст] /Т. Доронова, С. Доронов//Дошкольное воспитание. —2014.—№1—с. 49-55.
11. Дошкольная педагогика. — Журнал, 2012г №5—с. 58-59.
12. Дошкольная педагогика. —Журнал, 2013г. №10—с. 68-70.
13. Санатуллина А. Взаимодействие педагогов, детей и родителей [Текст] /А. Санатуллина //Дошкольное воспитание. —2012.—№6.—с. 101-103.
14. ped-kopilka.ru / blogs / yulija-aleksandrovna-ladonina / diagnosticheskii-instruentarii-opredelenija-yefektivnosti-ispolzuemyh-form-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html (06/12/2016)
15. www/maam.ru / detskijsad / sovremenye-formy-vzaimodeiatvia-dou-i-semi.html (01/12/2016)