Светлана Цыцорина
Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цыцорина Светлана Павловна, Морозова Анна-Кристина Дмитриевна
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Публикация «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Ведь семья является первой школой воспитания растущего человека. Все жизненные дороги начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. Семья источник и звено передачи ребенку социально – исторического опыта.
В данный момент, эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания нравственности и патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отечественным ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. Организацию взаимодействия с семьями воспитанников следует осуществлять в условиях партнерства и понимания приоритетной доли участия родителей в воспитании и социализации своих детей.
Цель взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.
Наша работа была выстроена с помощью системы работы по взаимодействию с семьей в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
И проходила в три этапа: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический этап помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, понять мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в данном вопросе. Работа реализовывалась через стандартные формы, такие как анкетирование («Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»). Воспользовались и интернет-технологиями, был проведен опрос родителей с помощью Googl-формы «Патриотическое воспитание дошкольников : быть или не быть?». Также проводились беседы с родителями.
Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму этапу – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие формы работы с родителями как:
• групповые родительские собрания,
• индивидуальные беседы («Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»,
• консультации («Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать патриота»);
• наглядные средства педагогического просвещения (стен-газеты, буклеты, папки-передвижки, мини-библиотеки)
Очень интересной формой стала организация круглого стола для родителей, где в свободной, непринужденной обстановке проходили совместные беседы. Родители могли поделиться своим жизненным опытом в воспитании настоящего патриота нашей страны. Например, какие мультфильмы смотрят с семьей, какие книги читают, какие мероприятия города посещают, какие музыкальные произведения слушают, какие формы и методы используют для приучения ребенка к трудолюбию и т. д.
В ходе таких встреч, нам удалось расположить к себе родителей, установить доверие и сотрудничество, а также установить более тесное взаимодействие между родителями воспитанников.
Практический этап - формы работы, заявленные в данном этапе более интересны и разнообразны.
Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является совместное изготовление родителями и детьми своего генеалогического древа, семейных альбомов. Листая подобный альбом, рассматривая древо своей семьи, ребёнку, несомненно, вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов разнообразна: «Моя семья», «Я родился», «Мой дом».
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы наших воспитанников поделились своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, предоставили фотографии для организации выставок «Лучше папы друга нет», «Мой папа в Армии служил».
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, мы используем такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Примерные темы маршрута выходного дня:
• «Семейный поход по памятным местам родного города»;
• «Памятные места героического прошлого города»;
• «Исторические достопримечательности города»;
• «Любимый уголок»;
• «Гордись своим именем улица»;
• «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
Итоги таких экскурсий были выражены в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Улицы разные – старинные и важные».
В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомим детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомим детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При активном участии родителей, нам удалось накопить банк данных фольклора нашего края.
Совместное творчество в изготовлении поделок к различным конкурсам и выставкам, которые проводятся в группе и в дошкольном образовательном учреждении. Например, «Дары Осени», «Кормушка для пернатых», «Мастерская Деда Мороза», «Моя мама рукодельница», «День защитников Отечества», проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории, приносят рассаду для цветов, а потом сажают их вместе с детьми. Проводятся конкурсы рисунков «Мой любимый город» «Зимняя сказка» и др. Организовываются фотовыставки в холле детского сада и в группе («Фронтовики наденьте ордена» «Наши достижения», а также и в сообществах организации в социальных сетях Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
При участии родителей, регулярно проводятся тематические и традиционно-календарные события. Устраиваются осенние ярмарки, отмечается «День народного единства», Рождественские праздники («Пришла коляда – открывай ворота», проходят спортивные мероприятия с участием пап, посвященных Дню защитника Отечества. Особое внимание уделяется организации мероприятий, посвященных Дню Победы (организуются шествия Бессмертного полка, проводятся акции «Сирень памяти» по высадке кустарников на территории детского сада, проводятся встречи с ветеранами). Проводилось мероприятие «Гость группы» посвященное СВО, на которое были приглашены папы – участники СВО.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Библиографический список:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2015. – 256 с.
2. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. -Детство-Пресс, 2020.-192 с.
3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : ТЦ Сфера, 2019.- 128 с.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 2008.
5. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.