Галина Зубкова
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
Публикация «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла, эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании, вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка.
В нашем учреждении для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников : мамы, папы, бабушки и дедушки. Так как именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Поэтому целью моей работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Задачи духовно - нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребёнке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребёнка путем его приобщения к православным, народным ценностям.
Цель достигается путем реализации следующих задач:
· ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада;
· приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием;
· формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
Работа с семьей начинается со знакомства. Это и посещения семьи на дому, чтобы познакомится со всеми членами семьи, узнать особенности и традиции семьи, условия проживания, наладить контакт с семьей. Также проводится анкетирование среди родителей, с целью выявления хотят ли они, чтобы их ребёнок изучал русскую культуру, православные, народные обычаи и традиции в детском саду. Особенное внимание уделяется родителям другой национальности. Учитываю региональный компонент. Далее разрабатываю план мероприятий для работы с родителями.
Решая задачу повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников использую разнообразные формы работы: родительские собрания и консультации на духовно-нравственные темы, мини-консультации вопросов и ответов, открытые показы образовательного процесса, информационные стенды для родителей,проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы, анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Наша семья», изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники, театральные постановки, именины детей, участие в благотворительных акциях, семейный клуб «Наша семья».Привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Широко применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:
· беседы;
· консультации: «Воспитание как основа», «Чем занятьдетей дома»;
· совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Герои сказок». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи.
· досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Весенины»;
· поручения родителям;
В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию мной был реализован проект «Наша семья», в рамках которого с детьми были изучены фотографии семей; обговорены имена и фамилии родителей и детей; выучены потешки с использованием пальчиковой гимнастики о семье («Семья», «Этот пальчик папочка», «Жила была бабка», и тд.); НОД «Моя семья»; различные беседы с детьми о семье, доме, родственниках.
Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей семье, родномукраю. Эффективность работы в данном направлении дает свои результаты:
· повысилась активность родителей в проведении разных мероприятий, собраний - они стали активней вникать в жизнь своих детей в детском саду;
· мне удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают мне в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.
Считаю, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в этом жестоком мире.