Лариса Матевосян
Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Статья "Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе"
Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями существенным образом изменило отношение общества к семье как воспитательному институту. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Это связано с тем, что в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в первоначальной социализации ребенка. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. От того как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребенка, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки со стороны семьи.
Публикация «Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Проблемой роли современной семьи в формировании психологической готовности детей к обучению в школе занимались Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Л. Н. Конягина, О. В. Лобза, А. Леонтьева, Т. Лушпарь и др. Авторы определяют приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия и круге ценностей, которые усваивает дошкольник. В трудах этих авторов были изложены следующие положения о роли семьи в формировании психологической готовности ребенка к обучению к школе.
1. Осознание себя как родителями будущего школьника. Признание ребенка как личность, принять его индивидуальность. При этом учитывать темп его развития. Определить свой настрой на переход ребенка в новый социальный статус-статус школьника.
2. Осознание своего ребенка как будущего школьника
3. Педагогическая культура родителей.
Одними из важных компонентов в формировании психологической готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.
Большинство родителей полагают, что произвольность психических процессов, связанных с вниманием, памятью, словесно-логическим мышлением, ориентировкой на образ действия, операционными навыками, формируется автоматически по достижении ребенком определенного возраста и выступает как побочный продукт обучения. То есть, по мнению родителей, все это должно сформироваться само собой, по мере развития у школьника интеллектуальных навыков. Обнаруживая у ребенка отсутствие указанных качеств, мешающее ему хорошо усваивать учебный материал, взрослые начинают требовать от него проявления внимательности, добросовестности, ответственности, забывая о том, что данные качества формируются на протяжении всего дошкольного периода, и отсутствие их у младшего школьника свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. Как нами было отмечено выше, психологическая готовность ребенка к обучению в школе складывается из тесно взаимосвязанных компонентов: познавательного (интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного (мотивационного) и социально- коммуникативного аспектов.
Как отмечает Н. И. Гуткина, интеллектуальная готовность ребенка к школе во многом определяется самой атмосфера интеллектуальной жизни семьи и целенаправленной деятельностью взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов ребенка, расширению его кругозора, какова речевая среда в семейном общении.
Кроме того, Н. И. Гуткина отмечает, необходимо выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Регулярные совместные домашние занятия игры у дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность[4].
Важным компонентом родительского отношения принято является общение с ребенком основанное на взаимном доверии. При этом должна присутствовать и другая сторона - требовательность и контроль, которые необходимы для формирования у ребенка социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе, в том числе при обучении в школе[3].
Вместе с тем, Е. Е. Кравцова выделяет необходимые условия для полноценного психологического развития будущего школьника в семье - постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семь. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает — необходимое условие полноценной подготовки к обучению в школе. Другим условием формирования готовности детей к обучению в школ является выработку у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. Поэтому важно воспитывать в детях любое начатое дело доводить до конца. Важно в беседах и совместных играх вызвать у ребенка желание учиться, рассказывая ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе[1].
Развитие у ребенка познавательной мотивации часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них состоит в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая заключается в том, что задача формирования мотивации перекладывается на школу. Часто эти ошибки сочетаются. Родители упускают из виду главное: познавательная мотивация - это предпосылка успешной учебы, а не результат ее. И как предпосылка мотивация должна быть выработана заранее[2].
Таким образом, одним из определяющих факторов развития психологической готовности ребенка к школе является роль родителей дошкольника. От удовлетворения его основных психических потребностей в семье во многом зависит формирование у него психологической готовности к школьному обучению. Основная задача семьи в подготовке детей к школе -обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор. Семья с самых первых лет жизни ребенка должна за-ботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельнось, ответственное отношение к порученному делу. Эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом определяют задатки успешного обучения в школе.
Список используемой литературы
1. Кузнецова А. Ю., Денисенко Е. П., Ткаченко Г. С. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. //ж. Молодой ученый. 2017. №7. с. 447-449.
2. Лобанова А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // ж. Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 URL : https://human.snauka.ru/2017/03/23058 ( дата обращения: 10.03.2018)
3. Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе // ж. Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы IX Mеждунар. науч. конф. С. : Асгард. 2016. с. 25-27.
4. Сачкова Л. Е. Кулагина И. Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте. Сборнтк материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. с 105