Папки-передвижки

Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе

Лариса Матевосян
Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе"

Реформирование системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями существенным образом изменило отношение общества к семье как воспитательному институту. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Это связано с тем, что в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью в первоначальной социализации ребенка. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. От того как родители воспитывали ребенка до школы, как готовили его к новому жизненному этапу, зависит и его всестороннее развитие. Положительное отношение к школе, учению, успехи ребенка, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками также зависят от предшествующей подготовки со стороны семьи.

Публикация «Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах

Проблемой роли современной семьи в формировании психологической готовности детей к обучению в школе занимались Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, Л. Н. Конягина, О. В. Лобза, А. Леонтьева, Т. Лушпарь и др. Авторы определяют приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм взаимодействия и круге ценностей, которые усваивает дошкольник. В трудах этих авторов были изложены следующие положения о роли семьи в формировании психологической готовности ребенка к обучению к школе.

1. Осознание себя как родителями будущего школьника. Признание ребенка как личность, принять его индивидуальность. При этом учитывать темп его развития. Определить свой настрой на переход ребенка в новый социальный статус-статус школьника.

2. Осознание своего ребенка как будущего школьника

3. Педагогическая культура родителей.

Одними из важных компонентов в формировании психологической готовности дошкольников к обучению в школе выступает педагогическая подготовленность родителей, их практические умения по воспитанию детей и способность решать разные педагогические задачи.

Большинство родителей полагают, что произвольность психических процессов, связанных с вниманием, памятью, словесно-логическим мышлением, ориентировкой на образ действия, операционными навыками, формируется автоматически по достижении ребенком определенного возраста и выступает как побочный продукт обучения. То есть, по мнению родителей, все это должно сформироваться само собой, по мере развития у школьника интеллектуальных навыков. Обнаруживая у ребенка отсутствие указанных качеств, мешающее ему хорошо усваивать учебный материал, взрослые начинают требовать от него проявления внимательности, добросовестности, ответственности, забывая о том, что данные качества формируются на протяжении всего дошкольного периода, и отсутствие их у младшего школьника свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним. Как нами было отмечено выше, психологическая готовность ребенка к обучению в школе складывается из тесно взаимосвязанных компонентов: познавательного (интеллектуального, эмоционально-волевого, личностного (мотивационного) и социально- коммуникативного аспектов.

Как отмечает Н. И. Гуткина, интеллектуальная готовность ребенка к школе во многом определяется самой атмосфера интеллектуальной жизни семьи и целенаправленной деятельностью взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов ребенка, расширению его кругозора, какова речевая среда в семейном общении.

Кроме того, Н. И. Гуткина отмечает, необходимо выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Регулярные совместные домашние занятия игры у дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность[4].

Важным компонентом родительского отношения принято является общение с ребенком основанное на взаимном доверии. При этом должна присутствовать и другая сторона - требовательность и контроль, которые необходимы для формирования у ребенка социальных навыков и норм поведения, принятых в обществе, в том числе при обучении в школе[3].

Вместе с тем, Е. Е. Кравцова выделяет необходимые условия для полноценного психологического развития будущего школьника в семье - постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семь. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает — необходимое условие полноценной подготовки к обучению в школе. Другим условием формирования готовности детей к обучению в школ является выработку у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. Поэтому важно воспитывать в детях любое начатое дело доводить до конца. Важно в беседах и совместных играх вызвать у ребенка желание учиться, рассказывая ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учиться, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы, помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе[1].

Развитие у ребенка познавательной мотивации часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них состоит в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая заключается в том, что задача формирования мотивации перекладывается на школу. Часто эти ошибки сочетаются. Родители упускают из виду главное: познавательная мотивация - это предпосылка успешной учебы, а не результат ее. И как предпосылка мотивация должна быть выработана заранее[2].

Таким образом, одним из определяющих факторов развития психологической готовности ребенка к школе является роль родителей дошкольника. От удовлетворения его основных психических потребностей в семье во многом зависит формирование у него психологической готовности к школьному обучению. Основная задача семьи в подготовке детей к школе -обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор. Семья с самых первых лет жизни ребенка должна за-ботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельнось, ответственное отношение к порученному делу. Эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом определяют задатки успешного обучения в школе.

Список используемой литературы

1. Кузнецова А. Ю., Денисенко Е. П., Ткаченко Г. С. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. //ж. Молодой ученый. 2017. №7. с. 447-449.

2. Лобанова А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // ж. Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 URL : https://human.snauka.ru/2017/03/23058 ( дата обращения: 10.03.2018)

3. Максимова С. М. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе // ж. Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы IX Mеждунар. науч. конф. С. : Асгард. 2016. с. 25-27.

4. Сачкова Л. Е. Кулагина И. Ю. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте. Сборнтк материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. с 105

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Опубликовано: 13 июля 2020 в 07:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль родителей в развития психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Матевосян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД