Галина Гусева
Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Тема :Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию развивающих и кинезиологических упражнений в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Публикация «Роль развивающих и кинезиологических упражнений в развитии логического мышления» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачи: познакомить педагогов с эффективными методами использования кинезиологических упражнений в жизни ребенка.
Актуальность: родителей и педагогов волнует вопрос - как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Ход мастер - класса
Внимание соберите
И на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Зеленые листочки.
-Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки. Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаю вам сохранить его до конца нашего занятия.
1. Выделение проблемы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский.
В нашем 21 веке, веке информационных технологий, подрастающее поколение требует от нас быть более эрудированными, подкованными во многих областях. Требования к нам как педагогам изменилось, и если от нас раньше требовали вырастить «хороших» детей, то теперь «успешных».
«Успешные» люди – это те, которые умеют рассуждать, общаться с людьми, вести диалоги, спорить, отстаивать свои суждения, т. е. люди умеющие логически мыслить.
Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи существенно снизились Но вот одна из проблем, с которой столкнулась, наверное, не одна я, но и вы тоже, коллеги – это речь детей. Она стала скуднее, дети живут жизнью героев мультфильмов, в том замкнутом пространстве; родители мало уделяют внимание детям, мало общаются с ними.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук и развития мышления у детей, мною были выбраны кинезиологические упражнения и развивающие игры.
- Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Вам лекции хочется слушать здесь (нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь мне? (Нет)
Последнее прошу вас я:
Активными все будем? (да)
Японская пословица гласит:
Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!
Действительно, кинезиологические упражнения полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
В этом мне помогают развивающие игры. Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны я предлагаю «пищу» для подражания, а с другой – предоставляю поле фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм я развиваю у ребенка психические процессы, мыслительные операции, развиваю способность к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров влияющих на развитие речи. Это такие игры как –«Что слышно», «слушай хлопки», «Запомни движения», «Геоконт» «Цветик – семицветиу». Развивающие игры – это веселое, а главное полезное время провождения.
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы, могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет, а в целом обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Истоки кинезиологии можно найти почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепид, живший более 2000 лет назад.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок — кинезиология.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность
Кинезиологические «рисовалки» объединяют два вида деятельности: кинезиологические упражнения и рисование. Детям предлагаются интересные шаблоны, которые они с удовольствием раскрашивают двумя руками одновременно.
Задачи, решаемые в процессе кинезиологических «рисовалок»:
• Развитие межполушарного взаимодействия мозга;
• Синхронизация работы полушарий мозга;
• Развитие мелкой моторики;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие всех психических процессов;
• Профилактика дислексии, дисграфии.
В процессе кинезиологического рисования очень важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Для этого я разработала несколько уровней сложности предлагаемых детям шаблонов.
Упражнения выполняются индивидуально или коллективно. Рисование начинается с простых элементов, постепенно усложняясь.
Для самых маленьких художников приготовлены шаблоны, в которых им нужно дорисовать простые линии и точки. Для детей постарше – шаблоны потруднее. У ребят уже получается рисовать круги, спирали, волнистые линии. Самым взрослым воспитанникам – мы готовы предложить сложные шаблоны, где необходимо отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты (деревья, цветы и т. д.)
2. Практическая часть:
Я приглашаю к себе несколько участников нашего конкурса. Давайте встанем с вами в кружок и выполним упражнение на Растяжку
1. “Снеговик”
Это упражнение можно проводить в начале занятия с целью настройки или в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
2. А сейчас все приготовили правую и левую руки и поиграем с вами в игру
«Ухо, нос».
(можно «Лезгинку»)
3. Молодцы, а сейчас я вам предлагаю развивать мелкую моторику с помощью простого
квадрата Воскобовича
.
Развивающие задачи – побуждать к называнию предметов,создавать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.
Воспитательные задачи – формировать интерес к познанию, воспитывать отзывчивость, желание играть со всеми.
4. А чем же интересны кинезиологические рисовалки? Давайте мы с вами сейчас как наши дети сначала порисуем в воздухе…Сначала - змею, а затем колечки… У вас неплохо получается. А сейчас я вам раздам листочки и задание немного усложню. Нужно сразу двумя руками раскрашивать изображения на листе. Пожалуйста, приступаем. Как вы думаете, какие задачи могут решаться при проведении этого задания? (высказывания педагогов)
5. А теперь я вам предлагаю сейчас выйти из – за стола и снова встать в круг и поиграть со мной в старинную игру
«Колпак мой треугольный»
(когнитивное упражнение)
Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, значит не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово»колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой над головой). При повторении фразы в третий раз заменяются жестами три слова: «колпак», «мой», «треугольный» (изобразить треугольник руками).
Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
5. Упражнение на релаксацию:
“Путешествие на облаке”
3. Итог:
Значимость моей работы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовольствие. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?
3. Какие отличительные черты в развитии логического мышления в отличии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?
4. Возник ли у вас интерес к использованию в практике развивающие игры и кинезиологические комплексы?
5. Возможно ли использование игр в различных видах детской деятельности?
Завершающее упражнение «Спасибо»
Воспитатель предлагает каждому участнику мастер – класса мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и говорят Спасибо! Психологический смысл упражнений позволяет завершить его красиво на положительной ноте.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!