Наталья Библива
Роль проекта в формирование основ экологической культуры у воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта. Сейчас уже ясно, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не можем охранять всю природу сразу, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас, делать все, чтоб оберегать, спасать, защищать отдельных представителей живой природы. Этому необходимо учить наших детей. Пусть они не принимают участие в спасении уссурийского тигра и белых медведей, снежного барса и белого журавля, но они могут помочь стрекозе или жужелице, стать на защиту ландыша или кувшинки. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается отношения к природе, к себе и окружающим людям. Проект «По страницам Красной книги» поможет детям правильно строить свои отношения с природой, по – новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе.
Публикация «Роль проекта в формирование основ экологической культуры у воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Участники проекта : дети 3 группы компенсирующего вида для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с воспитателем группы Библивай Н. Г. ; родителями.
Продолжительность проекта 3 месяца.
Цели: Формировать у детей познавательный интерес у миру природы, воспитывать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношения к окружающей среде.
Задачи: 1. Формировать основы экологической культуры.
2. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, чтобы не навредить живому и растительному миру.
3. Познакомить детей с «Красной книгой», для чего она существует, побудить сделать свою «Красную книгу».
Этапы реализации задач:
1. Заинтересовать детей, актуализировать проблему.
2. Ввести правила в жизнь детей.
3. На основе знаний помочь осознать проблему.
Формы реализации проекта :
Знания 1 Рассказ воспитателя с целью сообщения знаний, (установление причинно- следственных связей).
2. Рассказы детей.
3. Беседы.
4. Рассматривание рисунков, фотографий, открыток, альбомов, книг.
5. Наблюдение, прогулки, экскурсии.
6. Тематическое рисование, лепка, аппликация.
7. Заучивание правил поведения в природе.
8. Работа с родителями.
9. Игровые технологии.
Методы: 1. Словесные –объяснения.
2. Наглядные –наблюдения, иллюстрации, демонстрации.
3. Практические –дидактические игры, продуктивная деятельность.
Проект включает 3 этапа : Подготовительный, исследовательский, заключительный.
Подготовительный этап:
Погружение в проблему: рассказ воспитателя с целью сообщения знаний «Главная книга природы».
Цель: 1. Знакомство с Красной книгой, как государственным документом и ее значением.
2. Воспитывать добро, милосердие, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
3. Познакомить детей с некоторыми представлениями «Красной книги Мурманской области». Воспитывать интерес родного края, стремление ее беречь, чувство патриотизма.
Рисование «Животное из красной книги».
Сюжетно –ролевая игра «Зоопарк». Цель: расширять представления детей о диких животных;
Знакомство с представителями живого и растительного мира занесенными в Красную книгу Мурманской области, познакомить с животными, занесенными в Красную книгу.
Исследовательский этап.
Изучение природоведческой литературы домашней (с родителями, библиотечной с воспитателями.
Поиск информации в интернете и энциклопедиях (с родителями).
Книжная выставка «Моя любимая книга природе».
Изучение правил поведения в природе.
Чтение художественной литературы.
Изучение правил поведения в природе. Дидактическая игра : Запомни эти знаки:
Подвижные игры: «Совушка -сова», «Оленьи упряжки», «Белка на дереве – собака на земле».
Занятия «Что такое заповедник», «Учись жалеть и любить», «Осенние забавы животных и птиц», «Тайны птичьего мира», «Зимовье зверей», «Как растут растения».
Опытническая деятельность. Изготовление краски из растений и ягод.
Наблюдение за повадками птиц.
Экологическая игра «Благодарение».
Начать работу по созданию своей красной книги.
Игры: «Чей клюв лучше?», Лото «Цветы, ягоды, грибы».
«Рисуем экологические знаки» - выставка рисунков в детском саду.
«Эти забавные животные» - выставка фотографий животных (с родителями).
Дидактические игры: «Догадайся по контуру», «Хлопни в ладоши», если услышишь название цветка или животного из Красной книги», загадки.
Заключительный этап:
Просматривание презентации «Наша Красная книга», созданная из совместной деятельности взрослых и детей.
Итоговое занятие «Земля наш общий дом».
Критерии педагогической оценки:
1. Понимает, для чего нужна «Красная книга».
2. Знает правила общения с природой, нетерпим к случаям их нарушения.