МААМ-картинки

Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника.

Галина Азарнова
Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника.

Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без предметно-пространственной среды, создание которой основано на следующих принципах : улучшение материально-технического обеспечения воспитания на основе принципов построения предметно-развивающей среды; система развивающих игрушек и пособий; формирование системы развивающей среды.

Публикация «Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника,» размещена в разделах

Приведем пример из практики. На очередном педагогическом совете было принято решение спроектировать предметно-пространственную среду так, чтобы была предусмотрена личностно-ориентированная модель взаимодействия детей и взрослых.

Педагогам была поставлена задача: продумать содержание предметно-пространственной среды так, чтобы она могла способствовать реализации образовательных областей, чтобы было партнёрство взрослых и детей, учитывались возрастные особенности детей, интересы, склонности и разные уровни развития детей. Также учитывалось содержание исследовательской, поисковой деятельности детей, которые развивали бы у детей умение запоминать, сравнивать, обобщать, действовать и добиваться результатов.

В ходе работы педагогам пришлось выступать в качестве дизайнеров, декораторов, архитекторов, портных, художников, мастеровых. Здание данного учреждения достаточно старое, помещений лишних нет, поэтому надо было найти удачные решения позволяющие использовать ограниченное пространство помещений. Зонирование в группах продумали и расположили так, чтобы материалы стимулировали развитие познавательных способностей.

Очень много было собрано развивающих игр, направленных на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. В группе самых маленьких детей руками педагогов были изготовлены панно для сенсорного, тактильного развития детей.

Для реализации гендерных подходов в воспитании детей при создании предметно-пространственной среды учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Особое внимание уделялось эстетическому оформлению всех помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ведь ребёнок пребывает в ДОУ целый день и если среда будет серая, унылая, он просто не захочет приходить в этот сад, а также родители, зная, что их ребёнку будет скучно, просто не захотят отдавать своего ребёнка туда. Поэтому продумали всё : начиная с холла – оформили выставки совместных работ с родителями, их мы постоянно обновляем, предлагая конкурсы по разной тематике. Также выставлены работы одарённых детей. Всё это старались оформить красочно и интересно.

Большое внимание было уделено оформлению территории ДОУ. Всё выполнено из бросового материала, руками воспитателей.

Н. А. Рыжова отмечает, что предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна приобрести конкретные свойства в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования :

- гибкость – способность образовательной структуры перестраиваться в соответствии с меняющимися потребностями личности и общества;

- непрерывность, которая выражается через преемственность в деятельности и взаимодействие входящих в нее элементов;

- вариативность – изменение развивающей среды в соответствии с потребностями населения в образовательных услугах;

- интегрированность, которая обеспечивает решение воспитательных задач за счет усиления взаимодействия входящих в нее структур;

- открытость, которая предусматривает участие всех субъектов образования в управлении;

- установку на деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, которое осуществляется на основе педагогической поддержки.

Таким образом, в соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение предметно-пространственной среды должны быть ориентированы на создание таких ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: взять себе или уступить, действовать самому или поделиться, пройти мимо чужих проблем или предложить помощь.

Среда – центр, где зарождается основа для положительных взаимоотношений, сотрудничества, бережного отношения и организованного поведения.

Среда выступает в роли движущей силы развития и становления личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию субъектных качеств дошкольника, его разносторонних способностей, стимулирует разные виды активности, обозначает индивидуальность, а так же создает положительный психологический климат в группе, создавая разнообразные и реальные условия для ее проявления.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника.
Опубликовано: 25 января 2015 в 21:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД