Галина Диденко
Роль поэзии в развитии речи детей
▼ Скачать +Заказ
"Роль поэзии в развитии речи детей "
(из опыта работы)
Воспитатель МБДОУ №4 села Унароково
Диденко Галины Викторовны
"Читайте детям стихи,
Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,
сердце преисполнится чувством изящного.
Пусть поэзия действует на них как музыка".
В. Г. Белинский
Именно стихи помогают найти путь к детскому сердцу, включение поэзии в
Публикация «Роль поэзии в развитии речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо.
За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира через музыку слова, которое несет радость и грусть.
В результате я поняла: одна из основных задач - путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них речь.
Организовать такую работу мне помогает сборник стихов Л. А. Поляковой о чем бы не беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответом на многие вопросы могут стать поэтические строки.
Спрашиваю детей: "Как вы думаете, какому человеку легче жить на земле доброму или злому? В ответ слышу разные порой противоречащие друг другу высказывания или, наоборот, недоуменное молчание.
Тогда слово беру я:
"Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым - значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один.
(Л. Полякова)
Я люблю поэзию, и решила, что смогу "заразить стихами" своих воспитанников.
Опыт работы свидетельствует: с помощью стихов можно увлечь детей. Не реклама, не боевики, не страшные картинки новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добром, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.
"Придумано кем-то просто и мудро-
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Н. Красильников)
Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в процессе поэзию, добиваться положительных результатов в воспитании дошкольников.
В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:
-знакомить с художественным словом на всех НОД, а так же в свободной и игровой деятельности,
-учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
-учить читать стихи и уметь их слушать.
Успешной реализацией данных задач помогает созданная совместно с родителями предметно-развивающая среда, включая, в том числе так называемые условные места, например" полянка в березовой роще" (на стене группы нарисована, около которой на ковре могут располагаться дети).
Работа по использованию стихов в воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде, чем начать беседу, проводить НОД, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? Что может вызвать у детей особое волнение и интерес?
Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, я, оказавшись в осеннем лесу, спрашиваю: "а с кем можно сравнить осень?" И, выслушав ответы, читаю такие строки:
"Прошла лисица-озорница
И обожгла листву хвостом.
Огонь по веточкам полез,
И запылал осенний лес!
На прогулках без поэтических строк обойтись не возможно. Стихи необходимы и на НОД по ФЭМП, и в процессе конструирования и ИЗО деятельности.
Чаще использую игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы. Например, читаю строчку, опуская слово-рифму, которое дети должны подобрать:
«Солнце по небу гуляло и за тучку.
Дети тут же включаются в игру: забежало, убежало, побежало, ускакало и т. д.
Творческие задания позволяют детям не только запомнить загадку, но отгадывая ее, они мыслят, сопоставляют, сравнивают.
Например, на прогулке загадываю загадку:
"Ее узнаешь по простой примете-
нет деревца белей на свете ".
Говорю: "Найдите отгадку рядом с нами!"
На участке, где мы с детьми гуляем, растет береза. Дети верят, что береза растет и каждый день смотрит на них.
Читаю строки:
"На нашем участке березка растет,
Ей ветер душевные песни поет.
Ее украшают снежинки зимой.
Сережки ее украшают весной.
Красива, нарядна березка весь год!
Давайте мы станем под ней в хоровод.
Нет деревца сердцу дороже, милей.
Березонька, наша, расти поскорей!
Детям очень нравится слушать стихи. Загляните в группу в начале тихого часа, и вы обязательно услышите поэтические, нежные, ласковые, убаюкивающие строчки, а потом загадочное обещание, что, пока дети спят, я сочиню стихотворение. Его услышат все, когда проснуться… - по окончании тихого часа, открыв глаза, все в ожидании обещанного. И вот оно:
"За день очень вы устали.
И так сладко-сладко спали:
Диана - как клубочек,
Настя - как цветочек, Вова улыбался,
Андрюша долго притворялся,
Полина - кашляла немножко.
Даша выставила ножку,
Анфиса с Лерой улыбнулись.
И к окошку отвернулись.
А еще скажу вам, братцы,
Удивительный закон:
Если чаще улыбаться,
То присниться добрый сон!
А может быть главная новизна в том, что детям хочется слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а мне доставлять удовольствие их читать.
Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми выполняют домашние задания.
Я часто спрашиваю себя, а в чем же заключается новизна моего опыта? Может, быть в том, что рано утром, ожидая детей, задумываюсь: как их встретить сегодня?
-Спросить о том, чему они сегодня удивлялись, когда шли в детсад?
Рассказать, чему я удивилась. ?
"Мое удивление вызвало солнышко" Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.
Послушайте: "Утром ранним, кто-то странный
Заглянул ко мне в окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло, будто руку протянуло
Тонкий лучик золотой
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
"Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день!"
И так, я постаралась объяснить, что использование поэзии в работе с детьми: - увлекательный, важный, и нужный труд.
Такое дело никогда не будет для меня трудоемким потому, что оно любимое.