МААМ-картинки

Роль поэзии в развитии речи детей

Галина Диденко
Роль поэзии в развитии речи детей
▼ Скачать +Заказ

"Роль поэзии в развитии речи детей "

(из опыта работы)

Воспитатель МБДОУ №4 села Унароково

Диденко Галины Викторовны

"Читайте детям стихи,

Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного.

Пусть поэзия действует на них как музыка".

В. Г. Белинский

Именно стихи помогают найти путь к детскому сердцу, включение поэзии в

Публикация «Роль поэзии в развитии речи детей» размещена в разделах

процесс воспитания, обучения и развития детей необходимо.

За основу своей педагогической деятельности я взяла положение В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира через музыку слова, которое несет радость и грусть.

В результате я поняла: одна из основных задач - путем приобщения детей к поэтическому слову сформировать у них речь.

Организовать такую работу мне помогает сборник стихов Л. А. Поляковой о чем бы не беседовала с детьми, подтверждением моих мыслей и даже ответом на многие вопросы могут стать поэтические строки.

Спрашиваю детей: "Как вы думаете, какому человеку легче жить на земле доброму или злому? В ответ слышу разные порой противоречащие друг другу высказывания или, наоборот, недоуменное молчание.

Тогда слово беру я:

"Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

(Л. Полякова)

Я люблю поэзию, и решила, что смогу "заразить стихами" своих воспитанников.

Опыт работы свидетельствует: с помощью стихов можно увлечь детей. Не реклама, не боевики, не страшные картинки новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добром, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.

"Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Солнцу и птицам!

Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

(Н. Красильников)

Основная цель моей педагогической практики состоит в том, чтобы, используя в процессе поэзию, добиваться положительных результатов в воспитании дошкольников.

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

-знакомить с художественным словом на всех НОД, а так же в свободной и игровой деятельности,

-учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.

-учить читать стихи и уметь их слушать.

Успешной реализацией данных задач помогает созданная совместно с родителями предметно-развивающая среда, включая, в том числе так называемые условные места, например" полянка в березовой роще" (на стене группы нарисована, около которой на ковре могут располагаться дети).

Работа по использованию стихов в воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде, чем начать беседу, проводить НОД, или отправиться на прогулку, я решаю: какие стихи помогут на этот раз добиться нужной цели? Что может вызвать у детей особое волнение и интерес?

Зная, что художественные образы помогают детям разглядеть прекрасное в действительности, найти в ней поэтическое начало, я, оказавшись в осеннем лесу, спрашиваю: "а с кем можно сравнить осень?" И, выслушав ответы, читаю такие строки:

"Прошла лисица-озорница

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез,

И запылал осенний лес!

На прогулках без поэтических строк обойтись не возможно. Стихи необходимы и на НОД по ФЭМП, и в процессе конструирования и ИЗО деятельности.

Чаще использую игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы. Например, читаю строчку, опуская слово-рифму, которое дети должны подобрать:

«Солнце по небу гуляло и за тучку.

Дети тут же включаются в игру: забежало, убежало, побежало, ускакало и т. д.

Творческие задания позволяют детям не только запомнить загадку, но отгадывая ее, они мыслят, сопоставляют, сравнивают.

Например, на прогулке загадываю загадку:

"Ее узнаешь по простой примете-

нет деревца белей на свете ".

Говорю: "Найдите отгадку рядом с нами!"

На участке, где мы с детьми гуляем, растет береза. Дети верят, что береза растет и каждый день смотрит на них.

Читаю строки:

"На нашем участке березка растет,

Ей ветер душевные песни поет.

Ее украшают снежинки зимой.

Сережки ее украшают весной.

Красива, нарядна березка весь год!

Давайте мы станем под ней в хоровод.

Нет деревца сердцу дороже, милей.

Березонька, наша, расти поскорей!

Детям очень нравится слушать стихи. Загляните в группу в начале тихого часа, и вы обязательно услышите поэтические, нежные, ласковые, убаюкивающие строчки, а потом загадочное обещание, что, пока дети спят, я сочиню стихотворение. Его услышат все, когда проснуться… - по окончании тихого часа, открыв глаза, все в ожидании обещанного. И вот оно:

"За день очень вы устали.

И так сладко-сладко спали:

Диана - как клубочек,

Настя - как цветочек, Вова улыбался,

Андрюша долго притворялся,

Полина - кашляла немножко.

Даша выставила ножку,

Анфиса с Лерой улыбнулись.

И к окошку отвернулись.

А еще скажу вам, братцы,

Удивительный закон:

Если чаще улыбаться,

То присниться добрый сон!

А может быть главная новизна в том, что детям хочется слушать стихи, наслаждаться музыкальностью поэзии, а мне доставлять удовольствие их читать.

Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми выполняют домашние задания.

Я часто спрашиваю себя, а в чем же заключается новизна моего опыта? Может, быть в том, что рано утром, ожидая детей, задумываюсь: как их встретить сегодня?

-Спросить о том, чему они сегодня удивлялись, когда шли в детсад?

Рассказать, чему я удивилась. ?

"Мое удивление вызвало солнышко" Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

Послушайте: "Утром ранним, кто-то странный

Заглянул ко мне в окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло, будто руку протянуло

Тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

"Протяните руки к солнышку. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают своим теплом. Волшебное солнце растопило все обиды, и сердце наполнилось добротой и любовью. Пусть будет у нас с вами сегодня счастливый день!"

И так, я постаралась объяснить, что использование поэзии в работе с детьми: - увлекательный, важный, и нужный труд.

Такое дело никогда не будет для меня трудоемким потому, что оно любимое.

Публикации по теме:

Книжки-самоделки в группе раннего возрастаКнижки-самоделки в группе раннего возраста Книжки – самоделки в группе раннего возраста. Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется.

Консультация для воспитателей «Дети и поэзия» «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль поэзии в развитии речи детей
Опубликовано: 28 октября 2014 в 19:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль поэзии в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Галина Диденко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД