Алексей Медведев
Консультация для родителей «Роль потребностей и установок в детско-родительских взаимоотношениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей его средой. Это является естественным и необходимым условием жизнедеятельности, ведь человек – существо социальное. В постоянном общении с людьми, природой и постижении самого себя происходит непрерывное развитие личности. Находясь в контакте с окружающей средой, человек неизбежно испытывает ее влияние на себе, но вместе с тем и сам имеет определенную способность и возможность влиять на происходящее вокруг него. Поведение человека во многом определяется его потребностями, т. е. тем, в чем он имеет нужду. От характера и степени этих потребностей и будет зависеть направление поведения конкретного человека. К примеру, если кто-либо в данный момент хочет согреться, то он будет искать источник тепла, в то время как для другого человека этот вопрос не представляет особой важности. Также человек, который испытывает желание поесть, будет по-особенному относиться к продуктам питания, стремясь удовлетворить свою потребность. В отличие от животного, у человека существует целая система разнообразных и сложных потребностей, которые могут не только не согласовываться друг с другом, но и противостоять одна другой. При возникновении определенного желания, человек не сразу же начинает его реализацию, но прежде обдумывает план действий в своем сознании, позволяя возникшей потребности пройти в свое воображение. Если же удовлетворение данной потребности согласуется с его системой ценностей, тогда он будет действовать для ее удовлетворения.
Публикация «Консультация для родителей „Роль потребностей и установок в детско-родительских взаимоотношениях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Однако, наличие потребности еще недостаточно для ее реализации - необходимо, чтобы в окружающей среде сложились благоприятные условия для ее удовлетворения. Только в этом случае, согласно взглядам Д. Н. Узнадзе, возникает установка – склонность или тенденция к определенному поведению. Необходимо, чтобы потребность человека и соответствующие условия окружающей среды «встретились», тогда создается благоприятная почва для возникновения установки, которая во многом определяет и направляет поведения человека в определенных ситуациях.
В чем практическое значение концепции установки Д. Н. Узнадзе в применении к детско-родительским отношениям? Очевидно, что эти взаимоотношения, особенно на начальном этапе, находятся преимущественно под воздействием именного родительских «потребностей» или желаний. Конечно, биологические потребности детей также оказывают существенное влияние на семейные взаимоотношения, однако, ведущая роль здесь отводится именно родителям. От того, какие желания и цели направляют их поведение, будет зависеть не только возникновение «текущих» но и «будущих» установок поведения. От этого также будет в значительной мере зависеть их взаимодействие с окружающей средой (например, детским садом или школой). Например, если приоритетом (потребностью) родителей является исключительно познавательное развитие ребенка, то именно в этом направлении они сосредоточат свои усилия. Если же для них немаловажно его личностное развитие, то такое воспитание будет касаться вопросов поведения ребенка, его мотивов и целей, а не только умственных способностей. В этой связи очень важно проверить свои «потребности» или желания в воспитании детей – какие результаты и цели я желаю достигнуть в воспитании детей? В каком направлении осуществляется воспитание ребенка? Отвечает ли его текущее развитие моим представлениям о нем? На эти вопросы нужно искать ответы как можно раньше, чтобы уже сейчас избежать ошибок в воспитании ребенка и достигать именно тех результатов, которые являются для нас приоритетными.
Педагог-психолог МДОУ
детского сада № 45 «Красная шапочка»
г. Георгиевска
Медведев А. М.