Папки-передвижки

Мелкая моторика в развитии речи дошкольников

Тяпкина Елена
Мелкая моторика в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Более подробно хотелось бы остановиться на пальчиковых играх, их роли в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Публикация «Мелкая моторика в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. У детей данного возраста активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Речевые области формируются под влиянием кинетических импульсов, поступающих от пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учётом индивидуальных способностей каждого ребёнка. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребёнка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит, развиваем интеллектуальные способности ребёнка. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Выполняя пальчиковые упражнения и сопровождая их короткими стихотворениями, речь ребенка станет более чёткой, ритмичной, яркой. Пальчиковые игры и упражнения – это прекрасный стимул для развития творческих способностей ребенка, пробуждающий воображение и фантазию. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Например «История про двух гномов». Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им пользу. Для театральных постановок отбираем доступные по содержанию и небольшие по объёму пьесы. Используем знакомые народные сказки. «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом. Весёлые стихи, которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать детям и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития детей.

Пальчиковые упражнения и игры, несомненно, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника. Ведь развитие моторики рук способствует развитию, обеспечивает не только развитие речи, но и духовное здоровье человека. В ДОУ для развития этого вопроса в группах создана пространственно - предметная среда, система развивающих отношений, которые расширяют мир детей, стимулируют их творческую деятельность и в свою очередь способствуют развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности. В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, конструкторы, различные лего. На стене развешаны шнуровки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии. В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски. В учебной зоне: счетные палочки, тетради с карандашами. В театральной зоне: пальчиковых театр.

Использование разных методов и приемов в работе по развитию мелкой моторики позволило добиться положительных результатов не только по развитию речи, но и в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольника.

По наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата. Выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Таким образом, анализ промежуточных результатов позволяет нам утверждать о том, что пальчиковые игры необходимо использовать во всех видах деятельности для гармонического развития речи дошкольника.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик,

Вращательные движения кистью.

Руки мыли: шик-шик.

Потереть ладошки друг о друга.

Пусть бежит водичка,

Плавные движения ладонями.

Мы умоем личико.

,Умыться’’.

Мылом мы ладошки трем,

Имитировать мытье рук.

Полотенцем промокнем.

Легкие похлопывания ладоней друг друга.

Вот и чистые ладошки,

Показать ладони.

Мы похлопаем немножко!

Хлопки.

Мышки.

Вышли мышки как-то раз

,Ходьба’’ пальцами по столу.

Посмотреть, который час.

Постукивание указательным

пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки.

Раз, два, три, четыре

Загибать поочередно пальцы на правой руке.

Мышки дернули за гири.

Сжать обе руки в кулак, и опустить.

Тут раздался страшный звон -

Хлопки.

Разбегайтесь мышки вон!

Пальцы,убегают’’.

Моя семья.

Знаю я, что у меня

Сжимать и разжимать кулачки.

Дома дружная семья:

Это – мама, это – я,

Поочередно загибать пальцы.

Это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед,

И у нас разлада нет.

Сомкнуть руки в замок.

Список литературы.

1. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги» С-Пб, «Корона», 2007г.

2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Родничок, М., 2002.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. Эксмо, М., – 2010 г.

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мелкая моторика в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 15 октября 2024 в 12:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мелкая моторика в развитии речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Тяпкина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД