Приложение МААМ

Роль окружающей социальной среды в формировании речевой функции

Кутаева Динара
Роль окружающей социальной среды в формировании речевой функции
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок постигает родной язык своим собственным путем. Различия определяются объективными факторами. На овладение ребенком родным языком влияет и речевая среда, определяющая объем и характер того, что называется инпутом. Под инпутом понимают обычно всю в совокупности речевую продукцию взрослых, которую воспринимает или может воспринимать ребенок. Бедность инпута и малый процент речевой продукции, адресованной ребенку, — приметы госпитализма — специфических условий, в которые поставлены дети, проводящие много времени в больнице или воспитывающиеся в домах ребенка. Даже в самых лучших домах ребенка, где детям уделяется много внимания, все равно в большей или меньшей степени обнаруживается так называемая психическая депривация. Психическая депривация проявляется также в так называемом сенсорном голоде — недостатке «пищи» для нормального функционирования слуховых, зрительных и прочих анализаторов, недостатке впечатлений, ограниченности практического опыта. Психическая депривация встречается в семьях, где средний инпут по разным причинам из-за занятости родителей, сосредоточенности их внимания не на детях крайне беден, и ребенок оказывается в ситуации психической депривации, мало чем отличающейся от депривации в детских домах.

Публикация «Роль окружающей социальной среды в формировании речевой функции» размещена в разделах

В последнее время появилась особая категория депривативных детей — внешне совершенно благополучных, сытых, хорошо одетых, окруженных дорогими игрушками, но при этом лишенных настоящего внимания и заботы. Обстановка материального благополучия, в которой живут такие дети, не может компенсировать недостатка общения с взрослыми, которое им так необходимо. Никто не может заменить ребенку мать, даже самые лучшие и опытные гувернеры. Особенно это важно в первые три года жизни. Отсутствие нормальной речевой среды, естественного диалогического общения в эмоционально благоприятной обстановке ничем не может быть возмещено в дальнейшем.

Существенно и то, единственный ли ребенок в семье или у него есть братья и сестры. С одной стороны, общение с братьями и сестрами, особенно старшими, способствует речевому развитию малыша. С другой стороны, если общение с детьми абсолютно преобладает, а общение с родителями сведено к минимуму, такая ситуация особенно часто бывает в семьях, где растут погодки или близнецы, то это может иметь отрицательные последствия. Замечено, что дети в многодетных семьях, как правило, отстают в речевом развитии. Многое в речевом развитии ребенка определяется речевым по-ведением матери, о чем мы уже говорили. Однако тактика матерей разная. Одни матери стремятся максимально адаптировать свое речевое поведение к возможностям ребенка, другие по разным причинам этим не занимаются. В работах С. Н. Цейтлин приведен пример речевого поведения матери, которая со своим полуторагодовалым малышом говорила следующим образом: «Не лучше ли будет нам с тобой, Сереженька, сейчас отправиться на прогулку?» «Ты не считаешь, Сережа, что тебе уже пора спать?» По данным автора, такой стиль неадаптированного речевого поведения может задерживать появление «простых» и необходимых звукоподражаний, первых слов.

Однако даже те матери, которые стремятся приспособить свою речь к возможностям малыша, тоже ведут себя по-разному, что сказывается на формирующейся речевой деятельности ребенка.

Большой вклад в изучение индивидуальных различий между детьми в области речевого развития внесла американская исследовательница К. Нельсон. Она проанализировала состав начального лексикона разных детей. Под начальным лексиконом понимались первые 50 слов, усвоенных детьми. Все дети находились на стадии однословных высказываний - голофраз. Было обследовано 18 детей, развитие которых прослеживалось с помощью дневников и регулярно осуществляемых магнитофонных записей. Она выделила две категории детей: первую назвала референциальной, а вторую - экспрессивной. Лексикон первых включал преимущественно предметные слова, т. е. нарицательные существительные. Словарь вторых, по определению К. Нельсон являлся гетерогенным, разнородным, включал слова из самых разных лексических групп, в том числе даже замороженные фразы. Замороженными подобные фразы называют постольку, поскольку ребенок еще не способен строить предложения и осмысливает произносимые им фразы как нечто целое. Референциальные дети увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты, экспрессивные стремятся использовать язык для реализации собственной деятельности и установления контакта с другими людьми. Интересно, например, что экспрессивные дети больше способны к имитации, чем референциальные. Оказалось, что есть определенная корреляция между образовательным уровнем родителей и тем обстоятельством, является ли ребенок первым в семье. Референциальные дети — чаще всего первые или единственные, причем образовательный уровень их родителей, как правило, выше, чем в семьях с экспрессивными детьми.

К экспрессивному типу относится речь близнецов. Удалось выявить различия между двумя обнаруженными Нельсон категориями детей уже на самых ранних стадиях их речевого развития, когда дети произносят не более 10—12 слов. Было обнаружено, что экспрессивные и референциальные дети различаются не только по своей продуктивной речи, но и по речи импрессивной, т. е. по восприятию ее. Референциальные дети оказались впереди и по темпам роста словаря, и по его контекстуальной незакрепленности. Если экспрессивный ребенок, например, относил слово собачка к одной единственной собаке, то референциальный проявлял более высокий уровень лексического развития, поскольку был способен отнести слово к разным собакам, осознавая его понятийное содержание. Различие между двумя типами детей прослеживается в области грамматики, фонетики, коррелирует с полом и образовательным уровнем родителей. Замечено, что референциальными чаще всего бывают девочки, экспрессивными — мальчики.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.

День защиты окружающей среды (фотоотчет)День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.

Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды»Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды» Нашу Землю сегодня сотрясают экологические катастрофы: землетрясения, наводнения, ураганы. Эти явления не зависят от человека. Гневается.

Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды»Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции "Всемирный день защиты окружающей среды" Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.

Консультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей средыКонсультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей среды В России в декабре 2016 года стартовал социально – экологический Проект «Добрые крышечки». Подобные Акции проходят уже более чем в 40.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль окружающей социальной среды в формировании речевой функции
Опубликовано: 18 августа 2020 в 09:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль окружающей социальной среды в формировании речевой функции» (включая файлы) размещена пользователем Кутаева Динара (УИ 2258355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД