Лилия Рыковская
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
▼ Скачать + Заказать документы
«Дитятко – что тесто: как
замесил, так и выросло»
Народная мудрость
Педагогическая мысль в России всегда развивалась на почве традиций, уходящих своими корнями далеко в глубь веков.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.
Публикация «Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу» размещена в разделах
Нравственно – патриотическое воспитание детей – не новая область дошкольной педагогики, практическое и теоретическое значение которой осуществляется в настоящее время, в советской педагогике ей так же уделялось большое внимание. Но современный мир показывает, что нельзя забывать свою культуру, народные особенности иначе появится много охотников, желающих переделать историю на свой лад. «Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки…»
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, целостной ориентации в нем.
В нравственно – патриотическом воспитании центральным понятием является взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, в социуме и функционирования в социальной сфере.
Содержание патриотического воспитания включает в себя два аспекта:
- передачу нравственных знаний и их трансформацию в отношения. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начала родной культуры, а отношения – конечным его продуктом.
Ознакомление с конкретными примерами жизни наших предков, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от неё позволяет сформировать у детей первоначальные представления этнического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность к среде обитания, соблюдение обычаев. Знакомясь с бытом древних славян, дети учатся любить свою родину, узнают обычаи своей страны, учатся сравнивать и находить точки соприкосновения древнего мира и современного, различать характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях развития.
- вторая позиция позволяет познакомить детей с многообразием форм живой русской культуры.
Элементарные, наглядно представленные зависимости социальных явлений доступны уже детям младшего дошкольного возраста.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы в результате педагогической работы дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения, усилий (их и взрослых) зависит состояние, благополучие и сама жизнь в социуме. Другими словами: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
Во-первых, дети оперируют наглядными образами и делают выводы на основе наглядно-образного мышления, которое преобладает у дошкольников; во-вторых, осуществляется этнический подход к рассмотрению конкретных объектов, взаимосвязи их со средой обитания.
Знакомство детей с обрядами и обычаями нашего народа, способствует не только нравственно-патриотическому воспитанию, но и формированию у ребенка позитивного отношения к миру и к самому себе. Десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, – сохранится для потомков.